О взаимоотношениях Бога и дьявола

1-0014

Сам вопрос возможных взаимоотношений Бога и дьявола для многих верующих звучит почти кощунственно, поскольку бытует мнение, что они суть две абсолютные противоположности, не могущие иметь никаких взаимоотношений подобно тому как свет не имеет ничего общего со тьмой. Однако, Библия говорит, что не все так просто.

Начать стоит с краткого обзора того, что вообще мы знаем о дьяволе. Надо сразу заметить, что Библия рассказывает о нем языком образов и весьма скупо. Впрочем, подробного рассказа он просто не заслуживает.

Пророк Иезекииль говорит о неком «царе Тирском»: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28: 12-15). Можно конечно толковать этот текст как гиперболу, относящуюся к реальному земному царю, но язык и образы, использованные здесь указывают на то, что вероятнее всего пророк прозревает за человеком-царем совсем другую личность – помазанного херувима, поставленного, чтобы осенять.

Подобным образом и Исайя, описывая царя Вавилонского, говорит так: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней”. (Ис.14:12-15)

Многие теологи в этом описании видят грехопадение сатаны, сотворенного как красивейшего и могущественнейшего херувима, но возгордившегося и низверженного в глубины преисподней.

Иисус говорил о дьяволе, как о правителе царства тьмы, имеющего множество подданных – бесов (Мат. 12:25-27). Иисус имеет полную власть и на небе и на земле (Мат. 28:18). Эта власть распространяется и на царство тьмы, что в частности проявлялось в изгнании бесов (Мат. 12:28-29). Господь также заявил, что Он победил дьявола: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мат. 12:29). Духовную власть над демонами Христос передал Церкви: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук.10:19).

Иоанн Богослов также говорит о дьяволе: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю…» (Откр.12:3,4). Согласно девятого стиха этой же главы, дракон этот есть «древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную». Распространенное толкование этого текста говорит о том, что третья часть звезд указывает на третью часть ангелов Божьих, которых дьяволу удалось искусить, именуемых после падения бесами и демонами. Книга Откровения повествует и о его неминуемом конце: «дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк.20:10).

В истории Церкви бытовали самые различные и противоречивые воззрения на дьявола и его взаимоотношения с Богом.

Согласно мнению Григория Великого (590—604 гг.), разделяемому многими позднейшими богословами, дьявол существует в опасной для него близости к полному небытию: он «отступил от своей высокой сущности, и поэтому с каждым днем становясь все более несовершенным, он приближается к небытию» (МОРАЛИИ, 14:18).

С времен ранней Церкви бытовало представление о дьяволе как горделивом, но неудачливом подражателе Бога, называемом по этой причине «обезьяной Бога». Структуру своего царства дьявол организовал по подобию Божьего Царства.

Мартин Лютер считал, что влияние сатаны на жизнь человека огромно, но при этом полагал, что Бог использует зло дьявола в Своих целях: «Ибо Бог — такой Господин (Meister), Который может так использовать злобу дьявола, что делает из нее добро» (ЛЮТЕР, X, 1259). Бог ограничивает, по Лютеру, власть дьявола на земле: «дьявол действует, но Бог решает, ибо иначе мы стали бы совсем злы»; дьявол необходим, «чтобы мы узнали, что мы не хозяева и что не все в нашем ведении» (цит. по: РОСКОФФ, II, 371, 384). В определенной степени Лютер считал дьявола инструментом в руках Бога.

Теперь после краткого разговора о традиционном христианском воззрении на сатану, стоит подробнее поговорить о том, что Библия говорит о взаимоотношениях Бога и дьявола.

Хочу коснуться двух точек зрения. Первая базируется на тексте из послания Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью… Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:13-17). Некоторые толкуют эти стихи таким образом, что Бог не имеет никакого отношения к тому, что делает дьявол, потому что Он дает людям только доброе и совершенное и ничего более. Бог никогда и никоим образом не взаимодействует с дьяволом.

Впрочем, этот текст можно толковать и по-другому: Бог лично не искушает человека злом, но Он допускает искушение со стороны похоти человека, а также дьявола, названного Самим Господом «отцом лжи». Всякое даяние доброе, конечно, исходит только от Бога, но это не исключает и момент наказания. Как, например, земные отцы являются не только дарителями материальных ценностей для детей, но и наказывают их, что является благом (см. Прит.13:25). Такое толкование допускает определенные взаимоотношения Бога и дьявола, о чем повествуют и многие библейские тексты.

Наиболее известный из них находится в древнейшей из книг Ветхого Завета – книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел?..» (Иов.1:6,7). Оказывается, сатана не только имеет определенный доступ к Богу, но и может с Ним общаться! Более того, первый вопрос здесь задает не дьявол, а Бог…

Далее мы читаем о том, что причиной преуспевания праведного Иова являлось то, что Бог «кругом оградил его и дом его и все, что у него» (1:10). Сатана просит и получает дозволение получить доступ к тому, чем владеет Иов, а потом и к его собственному телу. Каждый раз Бог конкретно полагает предел действий дьявола. Первый раз так: «только на него не простирай руки твоей» (1:12), а немного позднее Он говорит: «вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (2:6).

Дьявол не нарушает воли Бога, Который в книге Иова 32 раза (чаще чем в любой другой книге Библии) называется Вседержителем. Более того, он испрашивает разрешения Бога причинить зло праведнику. Не является ли он тогда в определенной степени слугой Бога? Не странно ли это слышать?

Иов прошел испытание, о причинах которого спорили, спорят и будут спорить до Пришествия. Господь восстановил потерю Иова и вот в последней главе его книги мы находим удивительные слова: «пришли к нему все братья его и все сестры его и … утешали его за все зло, которое Господь навел на него» (42:11). Родственники Иова, как очевидно и составитель его книги, считали, что именно Господь навел зло, хотя непосредственным исполнителем был дьявол. Конечно, в этом была благая цель. Например, до сих пор через книгу Иова получают утешение и ободрение несчетное количество верующих людей.

Если Бог допускает действия дьявола, то в чем может заключаться Его благой замысел?

Во-первых, это вопрос искупления и спасения человека. В книге Иова мы читаем о том, как свирепствовал сатана, когда Вседержитель снял с Иова Свою защиту. Мы также упоминали одну из вероятных причин страданий праведника – духовная польза огромному числу последующих поколений верующих людей. В этом смысле страдания Иова прообразуют самые великие искупительные страдания – страсти Христовы. Дьявол, без сомнения, выместил на Спасителе всю свою ненависть, поэтому и написано, что многие люди, искушенные в казнях и страданиях все же удивлялись тому, что «столько был обезображен паче всякого человека лик Его» (Ис. 52:14). Если Бог допустил такие страдания для единородного Сына Своего, то почему Он не допустит их до Иова или других праведников, если от этого зависит спасение многих людей?

Во-вторых, библейские тексты говорят, что Бог может допускать силы тьмы для смирения и испытания верующих.

Например, самый знаменитый из Апостолов, видевший больше всего чудес и написавший большую часть Нового Завета, написал о себе: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.12:7).

Мы не знаем, как именно проявлял себя этот ангел сатаны – в виде болезни глаз, или преследований или другим способом, но знаем, что это был именно ангел царства тьмы, допущенный Богом в жизнь апостола. Здесь озвучена и цель – чтобы удержать служителя Божьего в смирении.

Еще один пример находим в обращении Иисуса к смирнской церкви: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

Здесь предсказано о том, что будет делать дьявол, сколько времени это будет длиться, награде для верных и наконец, о цели, ради которой это допущено – чтобы испытать верующих Смирны. Впрочем, мы вполне можем усмотреть в этом тексте и спасительную цель Бога, ведь из истории Церкви хорошо известно изречение: «кровь мучеников есть семя Церкви».

Есть и третья причина. Для некоторых людей действие дьявола может быть мощным призывом к покаянию и обращению к Богу.

У апостола Павла (его иудейское имя было Савл) был один знаменитый тезка – царь Саул. Саул неплохо начал свое царствование, но потом зависть и гордость вошли в его сердце. Вот, что мы читаем о том, что происходило впоследствии: «И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье» (1Цар. 18:10). Заметим, что автор говорит: «напал злой дух от Бога», что может подразумевать, по аналогии с книгой Иова, что Господь снял защиту с Саула и допустил действие определенного злого духа с целью побудить царя к покаянию.

Ветхий Завет содержит и другие яркие примеры, когда Господь допускал нечистого духа до человека с целью наказания и обращения. Вспомним пророка Михея, видевшего некое подобие небесного совещания, после которого «попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков» (3Цар. 22:19). Или прочитаем два параллельных текста (1Пар. 21:1 и 2Цар 24:1), в одном из которых сатана возбудил Давида сделать исчисление Израиля и тем спровоцировать наказание, а в другом сказано, что за всем этим стоял гнев Господень. Таким образом, первопричиной действия дьявола здесь называется именно Божий гнев за нераскаянные грехи.

Похожие примеры находятся и в Новом Завете. Так когда в коринфской церкви появилось откровенное и наглое блудодеяние, апостол, движимый Духом Святым, постановил согрешившего «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5). Получается, что сатана был используем не только Богом, но и церковью с целью наказания и вразумления.

Есть и еще один текст, где апостол Павел пишет по поводу двух братьев, потерпевших «кораблекрушение в вере» и распространяющих после этого разрушительное влияние на церковь: «таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим.1:20). Опять целью предания сатане было вразумление и исправление.

Подведем некоторые итоги.

Если придерживать озвученной ранее точке зрения, что Бог не имеет никакого отношения к действиям дьявола, то все вышеприведенные тексты из Библии можно объяснить только предположив, что авторы Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, просто ошиблись в их истолковании Божьего откровения, а Господь «смирился с их ограниченностью»[1].

Такой взгляд, как правило, не разделяют те, кто верят в богодухновенность Писания и толкуют его буквально. Тогда надо признать, что есть определенная доля истины в мнении Лютера, считавшего дьявола неким Божьим инструментом, чем-то вроде тяпки в Божьих руках. Тяпки, которая не уничтожает добрые растения, но выпалывает те, которые должны быть удалены. При этом Бог не поручает силам тьмы творить зло, но лишь снимает Свою защиту в тех случаях, когда находит это необходимым.

Конечно, здесь надо проявить разумную осторожность. Дьявол, как и все сотворенные Богом личности, имеет собственную волю и его миссия абсолютно противоположна задаче Спасителя: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан.10:10).

Большая часть служения Иисуса на земле заключалась в изгнании бесов. Господь пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1Иоан.3:8). Также поступали и апостолы, хотя были и случаи, когда тяжко согрешающих предавали сатане.

Сегодня Церковь имеет власть наступать на всю силу вражью и ничто не повредит ей (Лук. 10:19). Почему дьявол не сможет повредить? Потому что для всех верных Божьих детей есть покров Крови Христа. Покров, которого враг не в состоянии преодолеть (см. Ис. 4:5). Именно об этом заявил апостол Иоанн: «Они победили его (дьявола) кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) и еще: «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан.5:4).

Итак, нет никаких оснований бояться сил тьмы тем верующим во Христа, которые боятся Бога. У дьявола нет доступа к таким людям!

Будем любить Господа и побеждать дьявола кровью Агнца и словом нашего исповедания!


[1] http://www.bible.com.ua/answers/r/30/3498

Об авторе Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
Запись опубликована в рубрике Статьи, Твердая пища с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *