Пастор Исаак Габизон, Бэт Ариэль, Монреаль
Шалом Алэйхем – Меня зовут Жак Исаак Габизон, я духовный лидер Бэт Ариэль и хочу сердечно приветствовать всех: добро пожаловать в Бэт Ариэль – Это время Пасхи представляет для меня время, полное ностальгии, возвращая меня в мою юность – назад в Касабланку, Марокко, где я помню эти семейные Пасхальные ужины, длившиеся до раннего утра – И сегодня мы собираемся вновь пережить этот опыт вместе – это фактически опыт, повторяемый каждый год в течение приблизительно 3500 лет – каждый год в это время, евреи всего мира празднуют Пасху, ибо Бог заповедовал им это делать – и они во многом совершают это с теми же элементами, которые у нас на этом столе – и они же на тех тарелках, которые мы распределим Вам в скором времени.
И что интересно для нас – как членов тела Мессии – это, что большинство элементов, которые мы имеем здесь сегодня, очень похожи и возможно те же, что были на столе, за которым Иисус имел последний ужин со Своими двенадцатью апостолами. И одно мы увидим – что оба Церковь и Израиль, связаны с Пасхой. Касательно Израиля – Пасха была установлена при рождении нации – и представляет первый праздник Еврейского календаря – Её важность отмечена фактом, что в В.З. она упомянута приблизительно 120 раз, и в Н.З. она упомянута приблизительно 27 раз. И факт, что она – первый праздник Еврейского календаря – она также представляет библейский Новый год – единственный библейский Новый год в Священных писаниях. Так что вполне подходяще для нас пожелать друг другу Счастливого Нового года – Всех с Новым Годом в Господе.
Касательно Церкви – связь столь же сильна – например, мы находим в Пасхе происхождение одного из 2 постановлений, которые были даны церкви – преломление хлеба. Хлебопреломление, которое мы делаем в наших церквях, берёт своё начало в Пасхальном ужине. Павел берёт тот же самый стих в 1 Послании к Коринфянам 11:24 для учреждения Хлебопреломления: там Он говорит: Ибо каждый раз, как Вы едите этот хлеб и пьёте эту чашу, Вы объявляете смерть Господню пока Он не придёт. Хлебопреломление берёт свое происхождение из еврейской Пасхи.
************ Изучение Пасхи проливает свет на многие отрывки в Н.З. – например – Когда Иоанн Креститель увидел приближающегося Иисуса, он сказал: “Вот Агнец Божий, забирающий грех мира!!” Иоанн, будучи из семьи Левитов – не ссылался на многих ягнят, ежедневно приносимых в жертву в храме – но он ссылался на того единственного ягнёнка – Пасхального. Иоанн Креститель – происходя из священнической семьи, знакомой с жертвами животных в Храме – сослался на Пасхального Ягнёнка – он связал Мессию с жертвенным Ягнёнком, приносимым на Пасху.
**********************
Другой отрывок, несущий ту же мысль – и он от человека, который был Фарисеем, и также знакомого с жертвами Храма – этот от Павла в 1Кор.5:7 Ибо действительно Христос, наша Пасха, был пожертвован за нас. Как и Иоанн Креститель – он отождествил Мессию с Пасхальным Ягнёнком. Таким образом мы находим в этом празднике много главных учений Н.З. Учение о спасении, о заместительной жертве и т. д. Мы увидим, как кровь ягнёнка покрывала Израильтян и защищала их от приходящего суда – так же как кровь Мессии покрывает нас и защищает нас от приходящего суда. По мере продвижения, я укажу на эти общие черты. ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Но прежде, чем рассматривать этот великий праздник Пасхи, говорящий об искуплении – посмотрим сначала на историю искупления, предшествовавшую и также следующую за Пасхой. Помните – в книге Бытие в конце рассказа о сотворении – Когда Бог закончил своё прекрасное творение, Он сказал, что оно было “очень хорошо” – Но сразу после этого всё пошло не так, как надо. Даже теперь, когда мы смотрим на физический мир вокруг нас, мы видим, как он разлагается и стремится к беспорядку и хаосу. Он находится теперь под законом энтропии, вторым законом термодинамики, говорящий, что материя постоянно стремится к беспорядку.
Что же пошло не так? Если человек начал наверху, как Бытие 1 и 2 говорят нам – Что пошло не так? То, что случилось, записано для нас в Бытии 3. Там грех вошёл в жизнь человека и начинается история искупления. Бог ранее постановил, что, если Адам и Ева согрешат, они должны умереть. И когда Адам и Ева согрешили, Бог сразу же предоставил им покрытие, чтобы они не умерли навечно. Что первое сделал Бог? – Мы читаем в Бытии 3:21: Также для Адама и его жены Господь Бог сделал туники из шкур и одел их.
Это был первый акт искупления, который мы находим в Писаниях – Бог покрыл их шкурой животного – это была первая смерть, которую мы находим в Библии – это было замещение – вместо смерти Адама и Евы было убито животное – показывая, что наказание за грех – смерть и что оплата должна быть сделана за каждый грех. И это животное представляет тип – тип заключительной жертвы, которая будет принесена в своё время – Когда Сын Божий придёт на землю – И чтобы Адам и Ева поняли действие Бога для них – Непосредственно перед жертвой животного – Бог дал обещание Адаму и Еве – обещание, оказавшееся первым мессианским чудом. В ст.15 Бог, говоря с сатаной, сказал: И я положу вражду между тобой и женщиной, и между семенем твоим и её Семенем; Он размозжит тебе голову, а ты поразишь Его в пяту.
Здесь говорится, что Тот, кто придёт сокрушить голову сатане – произойдёт от семени женщины – это единственный раз, когда мы читаем о семени женщины – обычно мы читаем в Писании о семени мужчины – Позже, около 750 до н.э, Исайя дал больше информации об этом пророчестве – в 7:14 Дух Божий говорит: “Поэтому, сам Бог даст вам знамение: Вот, дева зачнёт и родит Сына, и назовёт Его Эммануил”.
Из этого слова дева – мы теперь понимаем, почему Бытие 3:15 говорит о потомстве женщины, а не мужчины. И это было выполнено во время рождения Мессии – Лука рассказывает, как это случилось – мы видим это в Луки 1:35, где читаем, И ангел ответил и сказал ей, “Святой Дух найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим.”
Этот отрывок из Бытия 3:15, говорящий об Обещании придти – представляет тот луч света, который был в сердцах людей Божиих в истории В.З. – это благословенная надежда на то, когда Мессия должен придти – и даже Адам и Ева поняли это великое обетование – как мы знаем это? Что интересно – это как после этого Адам называет свою жену – до этого он никак не называл её. Она была просто “женщина”. Однако, после всех этих событий, в Бытии 3:20 мы читаем, “И Адам назвал свою жену Евой, ибо она была матерью всех живущих.” Что значит Ева на иврите? ЖИЗНЬ. – Как Адам мог назвать её жизнь, когда только что было объявлено проклятие на них? Это потому, что он поверил обещанию искупления, данному в Бытии 3:15.
Адам ухватился за эту истину – он понял и применил её. И Ева тоже вполне поняла обетование – Она сказала что-то весьма необычное, что всё ещё сбивает с толку много комментаторов, евреев и язычников – Смотрите, что она говорит в Бытии 4:1: Теперь, Адам познал Еву свою жену, и она зачала и родила Каина, и сказала, “я приобрела человека от Господа.”
Вот что говорит буквальный перевод еврейского текста для этого стиха: Теперь, Адам познал Еву свою жену, и она зачала и родила Каина, и сказала, “я приобрела человека – Иегову.” Она буквально думала, что родила Того, кто должен сокрушить голову змеи – она думала, что родила Семя, которое должно было придти, и она назвала Его Богом – ибо она поняла, что только Бог мог проделать такую работу. Ева справедливо поняла обетование – но его время ещё не пришло. Это то же самое еврейское построение, когда написано в том же стихе: она… понесла Каина. И интересно видеть, как некоторые еврейские комментаторы имели дело с этим отрывком – особенно в различных Таргумах – переводах Ветхого Завета на арамейский язык – Когда евреи вернулись из Вавилона, они потеряли свой иврит и говорили на языке Вавилона, арамейском языке – этот язык был очень распространён во времена Йешуа – и именно на этом языке был написан Талмуд.
И один из этих переводов, Иерусалимский Таргум, говорит: я приняла человека, ангела Иеговы. А Псевдо-Йонафанский Таргум говорит: я приняла для человека ангела Иеговы. Переводчики вполне поняли, что Ангел Господень был физическим явлением Бога – Самим Мессией. И так они перевели этот отрывок. В Мидраш Раба (название определённой коллекции раввинских писаний), датирующихся между 200 – 500 годами н.э. – один из раввинов понял это и явно перевёл: я приняла человека Господа – что заставило других раввинов спорить с ним. Многие другие раввины поняли, что этот отрывок говорит о Мессии. Так и Ева, и Адам поняли обетование –
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////
И с тех пор – это обетование искупления заполнило страницы Ветхого Завета многими различными путями, все ведя к нашему Господу и Спасителю Йешуа. Давайте кратко посмотрим на некоторые типы и пророчества, находящиеся в В.З. и приводящие нас к нашему Мессии – Один из этих путей – через жертвы.
Предложив шкуру животного Адаму и Еве, Бог таким образом установил прецедент – что именно через кровь мы можем приблизиться к Нему. Целая система жертв покоится на этой истине и есть один стих, который это хорошо суммирует: Левит 17:11 `Ибо жизнь плоти в крови, и Я дал её вам на алтарь для искупления ваших душ, ибо это – кровь, совершающая искупление души.’ И конечно, как мы узнаём в книге Евреям, не кровь животных спасает – но они были только временным покрытием, указывающим на заключительную жертву Сына Божьего. И, что самое интересное в этих жертвах, почти каждый аспект значения смерти Мессии ожидается в них. Например, среди жертв больше всего было распространено предложение ягнёнка. Ягнёнок – животное, предлагавшееся каждый день – утром и вечером. И без исключения всякий, предлагавший жертву, должен был удостовериться, что ягнёнок был без пятна, и его кровь была пролита. Ягнёнок говорит о чистоте Мессии – как Пётр говорит о Йешуа в 1Пет.1:19: драгоценная Кровь Христа, агнца без пятна и без порока.
Ягнёнок также изображал мягкость и подчинение Йешуа воле Бога – ягненок говорит о замене, о замещении, несущем на себе грех других – как Исайя 53 хорошо описывает, когда говорит, что Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Другие животные, конечно, тоже использовались и иногда предписывались. Бык или вол часто использовались во всесожжениях.
Жертвуемый вол символизирует Христа как “послушного до смерти” и несущего бремена и грехи других. Другое животное, часто используемое в жертвоприношениях, был козёл – Он использовался для большинства различных типов жертв, отмеченных в Левитах. Во всех случаях использование козла тоже подчеркивает мысль о замещении.
Особый случай в Левитах 16 – использование двух козлов на Судный день, один из которых был убит и другой отпущен, чтобы убежать как козел отпущения. Даже в повседневном английском языке слово козёл означает козла отпущения или несущий вину за других. Под козлом предполагалось, что Йешуа станет носителем греха за грехи всего мира. В каждом случае Мессия занимает место грешника и выполняет в антитипе всё, что ожидалось в типе (в Его окончательной заместительной жертве).
Все эти жертвы указывают на смерть Мессии – смерть, главную для Божьего плана спасения, и они говорят о самых глубоких истинах библейского открытия. И эти жертвы видны со времени Адама до разрушения Второго Храма в 70 н.э. – прямо после того, как наш Господь предложил Себя как заключительную жертву. С тех пор никакие жертвы не возможны, ибо нет никакого храма – Но Yeshua теперь воскрес и усажен справа от Бога – где мы можем найти наше вечное покрытие.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Другое место, где мы видим жизнь Мессии, находится в Скинии – из всех типичных вещей в Ветхом Завете, несомненно, Скиния был самым полным типичным представлением духовной истины. Она была специально разработана Богом, чтобы предоставить не только временное место поклонения детям Израиля в их блужданиях, но также и служить прототипом личности и труда Мессии до степени, не обеспеченной ничем другим. Давайте кратко взглянем на некоторый аспект Скинии – Сначала посмотрим на Скинию извне – первое покрытие, видимое с внешней стороны, был сделано из – согласно NKJV – кож барсука Исход 26:14. Переводчики из ASV и JPS говорят, что из котиков, а RSV из козлиных шкур. Все по-разному.
На Иврите это слово Такаш – что оно значит, мы не знаем – но на самом деле это неважно, ибо мы понимаем, что эта кожа имела повседневное использование в те времена – в Иезекииль 16:10 мы узнаём, что этот тип кожи использовался для изготовления сандалий. Что же это говорит нам? Это просто значит, что, на первый взгляд, Скиния Бога ничем особенным не отличалась снаружи – Она была похожа на обычную палатку – Точно так же как виден был Иисус – и есть – многим неверующим в Него – как Исайя 53:2 говорит: Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.
Но как только вы приближаетесь к Скинии, вы обнаруживаете что-то великое – Как только вы поднимете первое кожаное покрытие – второй слой, говорится нам, был из красной бараньей шкуры. Баран говорил о замещении – и то, что она была окрашена в красное – говорит о постоянной замене и указывает на эти бесконечные жертвы, принесённые в Скинии – жертвы, указывающие на смерть и воскресение нашего Мессии.
===========================
И если обойти вокруг Скинии, где было присутствие Бога – то заметим, что Скиния имела ОДНУ дверь. Некоторые, возможно, ожидали иметь одну дверь для мусульман, одну для буддистов, одну для католиков, одну для протестантов, одну для евреев – НО есть одна дверь – показывающая здесь на исключительность нашего Господа и Спасителя – Йешуа – Как Он говорит в Иоанн 14:6: Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу кроме как через Меня. И знаете ли, что находится прямо перед дверью? Сразу, как войдёте?
Огромный жертвенник – Никто не мог войти в присутствие Бога, не столкнувшись с жертвенником – где приносились бесконечные жертвы – все указывающие на смерть и воскресение Мессии. Как первая жертва, принесённая Богом, чтобы покрыть Адама и Еву, показала нам, что доступ к Богу был через кровь, также это было в Скинии Бога – исследование Скинии Бога приближает нас к Мессии.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
На этом фоне – Вернёмся к Пасхе. Что представляет этот праздник? Какое сообщение за ним? Перед последней казнью и прежде, чем Израильтяне ушли из Египта – Бог сказал им взять ягнёнка, принести его в жертву и помазать его кровью перекладину двери и 2 дверных косяка. Что интересно, это видеть, как Бог просил их они мазать кровью – перекладину и 2 косяка – как у нас здесь – Если начертить линию, соединяя 3 точки и спускаясь вдоль двери – получим КРЕСТ. За сотню лет до того, как было изобретено распятие.
И что Бог сказал им? Когда я увижу Кровь ягнёнка, суд вас обойдёт. Что Бог говорит нам сегодня? Если я увижу кровь Йешуа, то вы не будете судимы. И здесь мы видим значение этого праздника – ягнёнок представляет Христа – и как его кровь защищала Израильтян, так же Кровь Мессии защищает нас сегодня – только если, конечно, мы верим в Его Имя. Мы помним, что говорит Исайя 53:7: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание.
Исайя, как Иоанн Креститель и Павел, понял связь между Пасхальным Агнцем и Мессией. Фактически, смерть и воскресение Мессии можно увидеть во всему В.З. – и даже до времени Исхода. Возьмите например, историю Авраама и Исаака – Когда Бог попросил Авраама пойти к определенной горе и отдать в жертву своего сына – когда они поднимались в гору – Исаак спросил – где ягнёнок – и Авраам сказал ему, что Бог предоставит ягнёнка.
И когда пришло время жертвы – что предоставил Бог Аврааму – не ягнёнка, а барана – где был агнец – он должен был придти – вот почему Авраам назвал эту гору – Иегова Ирэ – Бог обеспечит – предоставил ли Он Агнца – Да – фактически на том же самом месте Мессия – 4000 лет спустя – был распят –
Авраам назвал эту гору Горой Мориа в Бытии 22:2. Мы знаем также, что во 2 Паралипоменон 3:1 Соломон построил Храм на Горе Мориа – и мы знаем, что именно на этой горе Иисус был распят. Когда Иисус сказал в Иоанна 8:56: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался, Он вероятно ссылался на то, когда Авраам был на Горе Мориа.
Посмотрим на сам праздник Пасхи (по-английски Passover). По-еврейски он называется Пейсах. Это название происходит от мотива ангела смерти. В рассказе Исход 12 – как мы видели – евреям сказано взять ягнёнка, убить его, затем взять его кровь и опрыскать ею перекладину и дверные косяки каждого дома.
Той ночью, когда ангел смерти проходил по земле Египта и подходя к дому видел кровь на перекладине и косяках двери, он проходил мимо (по-английски pass over). Отсюда ведёт своё происхождение название этого праздника: проход ангела смерти мимо еврейских домов. Отсюда мы взяли наше английское название праздника Passover.
Итак, праздник Пасхи справляется евреями каждый год с предметами, которые у меня здесь на столе. Такие же или похожие на них присутствовали на столе Последнего Ужина Иисуса – Посмотрим на них –
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Первый предмет – Минора (Семисвечник). Пасхальный ужин начинается зажиганием свечей. Первое, что было создано – это свет, он и здесь первый предмет – Пасхальная ночь также Шаббат, когда в еврейских домах не зажигают огня и не включают свет – Таким образом свечи освещают стол. Для верующего еврея Минора напоминает, что Йешуа – свет миру. Я позову Шарон (супругу) зажечь свечи для нас с традиционной еврейской молитвой.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////
Хаггада – второй предмет – книга, содержащая молитвы и историю Исхода со многими комментариями – её читают в течение Пасхальной ночи примерно 2 – 3 часа – т.к. её читают по очереди члены семьи.
У меня сохранились очень тёплые воспоминания об этих Пасхальных ночах моего детства – мой отец читал некоторые отрывки на 3 различных языках – иврите, испанском и французском – вместо 2-3 часов выходило 3-4 часа – моя мать не рада была этому, т.к. ужин остывал. И каждый год повторялись эти споры. Хаггада по-еврейски значит «И ты скажешь» из Исхода 13:8: И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта.”
Большую часть этого текста можно найти в Мишне – Устном еврейском Законе, собранном в 3-м веке – и многое взято со времён Маккавеев в 170-150 до н.э. Сегодня можно найти около 1200 различных версий Хаггады – почему 1200 версий для такого малого народа? Вы знаете высказывание: у двух евреев – 3 мнения. Но помимо этих 1200 версий есть Мессианские версии – например, вот эта – в которых события Исхода связываются с Последней Вечерей – Пасхальным Ужином нашего Господа Йешуа со Своими еврейскими учениками.
//////////////////////////////////
Прежде, чем перейти к следующим предметам, я попрошу начать раздачу блюд – Мы начнём показ – Во время Пасхальной еды поётся много песен – Я попрошу музыкальную группу вести наше пение –
///////////////////////////////
Кидуш или Освящение: теперь давайте посмотрим на Благословение вина или Кидуш, что означает Освящение – которым освящается Пасха. Во время Пасхального ужина принимаются 4 чаши вина, из которых 3 упомянуты в Евангелиях – первая, третья и четвёртая. Каждая чаша имеет название. Первая – чаша Благословения. С неё начинается Пасхальный ужин, и она упомянута в Луки 22:14-18: И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: «приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.»
Здесь Иисус начинает Пасхальную еду с Кидуша – Это была первая чаша, но и последняя чаша вина, выпитая Иисусом – и здесь Он говорит, что в следующий раз Он будет пить Кидуш с нами верующими во время свадебного ужина с Ним – об этом он говорит в ст. 18, “ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие.” Написано, что Иисус и Апостолы возлегли у стола – традиция говорит, что во время Пасхальной ночи нужно пить вино, лёжа на левом боку, символизируя свободу от рабства –
//////////////////////////////////////////////////////////
ВОТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, как его произносил Иисус: Барух Ата Адонай, Элохэйну Мэлэх Ха Олам, Борэ пири Ха Гэфэн. Амэн. Благословен Ты, О Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный. Аминь. Лэ Хаим!
/////////////////////////////
Вторую чашу называют чашей казней – она символизирует 10 казней египетских – в это время вспоминают каждую казнь, беря ложкой по несколько капель и выливая их на блюдо – эта чаша не упомянута в Евангелиях. //////////////////////////////
Третью чашу называют чашей воскресения – она символизирует физическое воскресение Израиля в Исходе. Эта чаша упомянута в Евангелиях. В Луке 22:20: Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. Именно от этой 3-й чаши ведёт своё происхождение вино на церемонии Хлебопреломления, который мы проводим сегодня в наших церквях. Здесь мы видим сильную связь между Израилем и Священными писаниями – евреи естественно связаны со Словом и также с каждым верующим.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////
Четвёртая чаша называется чашей хвалы. Именно во время этой чаши евреи поют Аллель – Псалмы 112-117 – те, что (мы верим) Иисус и апостолы пели после еды в Матфея 26:30: И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
И как раз эту Аллель евреи поют каждый год во время Пасхи и, что удивительно, последний отрывок Аллели – Псалом 117 говорит о Мессии – прочтём Пс.117:22: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла.
Исторически они спели его прямо перед тем, как Он был отдан на распятие – и каждый год, каждая еврейская семья заканчивает ужин этим Псалмом – как будто Господь призывает каждого из них связать Жертвенного Агнца, чья кровь спасла их предков, с Йешуа, кровь Которого спасает нас сегодня – и этот отрывок читается каждый год – Это великое свидетельство. Но есть и другая чаша после 4-й – отдельно стоящая пятая чаша перед пустым стулом – что она представляет?
///////////////////////////////////////////////////
Теперь некоторые из Вас, возможно, заметили, что в конце этого стола есть пустой стул и стакан вина – Что это значит? Это чаша Илии – в большинстве еврейских домов на Пасху стоит пустая чаша и пустой стул у их стола – чтобы напомнить им об Илии. Эта традиция основана на книге Малахии 4:5, где Бог обещает евреям, что Он пошлёт Илию пророка перед Своим 2-м приходом: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
Согласно этому стиху Илия должен придти перед Мессией – чтобы приготовить путь Мессии. И еврейская традиция говорит, что Илия должен придти Пасхальной ночью. И на случай, если Илия придёт в эту Пасху – они оставляют пустой стул и пустую чашу для него. И год за годом Илия не приходит, и год за годом Пасхальный ужин заканчивается фразой – в следующем году в Иерусалиме.
Смысл этой фразы в том, что раз Илия не пришёл в этом году, значит и Мессия не придёт в этом году – а если Мессия не придёт, то евреи не вернутся в Иерусалим – поэтому они надеются, что Он придёт в следующем году, и тогда они все поедут в Иерусалим. Что говорят сегодня верующие в Йешуа? Не в следующем году в Иерусалиме, но Завтра в Новом Иерусалиме, ибо Йешуа может придти в любое время, чтобы забрать нас в это великое место.
///////////////////////////////////////////////////////
Теперь мы переходим к церемонии Урхац, что буквально значит “мытьё”, ибо в этот момент омывают руки. Так удалялась ритуальная нечистота во времена Храма. Но сегодня нет никакого Храма и омовение рук напоминает о процедуре, которой евреи следовали во времена Храма, и выражает надежду, что им придётся скоро это делать вновь. Эта церемония описана в Иоанн 13:1-11. Обычная процедура – это, когда руки омывает слуга. Однако здесь Иисус порвал с еврейским обычаем, взяв на Себя роль слуги, совершая омовение Своим ученикам и при этом их ног вместо рук. Иоанн 13:3-5: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Именно через эту церемонию Йешуа даёт нам пример духа служения друг другу – то, что христиане призваны являть. Здесь Мессия практически совершил то, что Он ранее сказал в Марк 9:35: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
////////////////////////////////////////////////////////////////////////
На столе всегда будет особо приготовленное блюдо, известное как блюдо Седера. Никто на самом деле не знает, каково его происхождение, т.к. оно не упомянуто в еврейском Талмуде. Самое раннее известное упоминание о блюде Седера – в 600 году н.э. На этом блюде есть шесть углублений. В каждое из них помещён особый тип пищи или горькой травы: крутое яйцо, харосет, горькие травы, зелень, петрушка, и кость ноги ягненка. ////////////////////////////////////////////////////////////////
Кость ноги: Очень важный предмет за Пасхальным столом – кость ноги ягнёнка. Так как жертвы ягнят больше не приносятся, жареный ягнёнок больше не подаётся на ужин в Пасху. В память Пасхального ягнёнка на столе присутствует кость ноги. Она должна быть от предплечья ягнёнка, ибо протянутой рукой Бог вывел евреев из Земли Египетской (Втор.26:8).
Теперь – есть очень интересная связь между пожертвованным Пасхальным агнцем и распятием Йешуа. Давайте вспомним: Согласно библейской практике, ягнёнка выбирали в десятый день месяца. От десятого до четырнадцатого дня месяца ягнёнка проверяли, чтобы на нём не было пятен или пороков. Таким образом его держали дома 4 дня, чтобы удостовериться, что он пригоден для жертвы.
Иисус был выбран в десятый день месяца с Триумфальным Въездом. Цель Триумфального Въезда была не в том, чтобы представить Его как Иудейского Царя, ибо Он уже сделал это. Цель состояла в выборе Агнца Божьего. С десятого до четырнадцатого дня месяца Йешуа проверяли религиозные и гражданские власти.
Его проверяли Фарисеи, Саддукеи, Книжники и Иродиане – и Он был также проверен Пилатом и Иродом. Ирония всего этого в том, что оба – Пилат и Ирод Антипа – объявили Его невиновным – здесь у нас двое из самых больших деспотов в истории, объявившие невинным Нашего Мессию. Йешуа был квалифицирован в качестве заключительной Пасхальной жертвы.
Возвращаясь к ягнёнку – его должны были держать дома в течение 4 дней – Вы привязываетесь к этому невинному животному – после 4 дней – возможно даже дети спрашивали – почему мы должны убить этого невинного ягнёнка – Таким же образом – посмотрев на жизнь Иисуса, Вы невольно зададите тот же самый вопрос и поймёте, что Он умер из-за Ваших грехов.
///////////////////////////////////////////////////////////////////
Крутое яйцо. Крутое яйцо представляет жертву, приносимую в Храме в первое утро Пасхи. Оно имеет несколько значений: Округлость яйца символизирует цикл жизни. Это также знак траура по разрушению Храма, когда Пасхальные жертвы прекратились; также, факт, что яйцо заменяет ягнёнка, делает его признаком траура. Яйцо, между прочим, это знак воскресения в Иудаизме, и возможно отсюда происходит связь между воскресением Христа и Пасхальным яйцам. Яйцо – также символ еврейского народа, ибо чем больше яйцо варят, тем круче оно становится. Аналогично, чем больше преследуют евреев, тем более они жизнестойки.
/////////////////////////////
Карпас / Петрушка. Перейдём к церемонии сельдерея и солёной воды – еврейское слово Карпас означает овощ любого вида – но стало традицией использовать сельдерей. Сельдерей – это символ иссопа, который опускали в кровь и наносили её на перекладину и дверные косяки. Зелень – символ весны, а весна – символ молодости.
Это напоминание, что, когда Израиль был молодой нацией, Бог спас его с помощью солёных вод Красного моря. Во времена Иисуса, возможно, использовался уксус, как написано в Мишне. Во время этой церемонии петрушку опускают в солёную воду и съедают в начале церемонии. Соль представляет слёзы пролитые во время страданий в Египте, а также воды Красного моря – оба из них солёные.
Эта церемония упомянута в Мат. 26 и Марка 14. Именно во время этой церемонии Йешуа объявил, что один из 12 учеников предаст Его. И когда они спросили Его, кто из них – предатель, Он ответил, как мы видим в Мат. 26:20-23: Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня… В этот момент Иисус взял сельдерей и опустил его в соленую воду – в тот же момент Иуда Искариот тоже опустил свою петрушку в чашу.
Перейдём к благословению:
БЛАГОСЛОВЕНИЕ:
BLESSING: *** “Барух Ата Адонай Элохэйну Мэлэх Ха Олам, Борэх Пэри Ха Адама.” *** Благословен Ты, О Господь наш Бог, Царь Вселенной, Творец Плодов Земли.
//////////////////////////////
Ярхуц – 3 Мацы. Одна важная вещь о еврейском соблюдении Пасхальной еды сегодня – это три Мацы, три пресных лепёшки хлеба. Они теперь помещаются в специальную Пасхальную сумку, известную как Мацот Таш, квадратную или круглую, с тремя отделениями. Три требуемые Мацы подвергаются специальной церемонии, известной под именем Афикомен. Само слово – греческое и буквально означает “для развлечения.” Оно отмечало формальный конец греческой еды, десерт.
На этой церемонии средняя Маца вынимается из Мацот Таш и ломается надвое. Меньший кусок используется для специального благословения Мацы перед самым началом еды. Больший кусок заворачивается в льняную ткань и прячется, чтобы использоваться позже для Афикомена или “десерта”. После окончания еды и в соединении с третьей из четырёх чаш вина, он вынимается из тайника, разворачивается, ломается на мелкие куски размером с маслину, раздаётся всем и съедается.
Никто на самом деле не знает происхождения этой церемонии – Некоторые еврейские комментаторы говорят, что она представляет – Авраама, Исаака и Иакова – или Левитов, Священников и Израиль – Однако ни одна из этих теорий не объясняет, почему средняя Маца ломается – заворачивается в полотно – и вынимается во время приёма 3-ей чаши вина – Мы верим, что эта церемония берёт своё происхождение от первых верующих евреев – или первых христиан, которые были евреями – В то время эти евреи всё ещё ходили в синагоги и были частью основного течения Иудаизма – возможно они привнесли эту церемонию – и она осталась в традициях. Для нас 3 Мацы представляют Троицу – Отца – Сына и Святого Духа.
Когда Христос подошёл к этой части церемонии, Он сказал: это есть Тело Моё, за вас ломимое. Он завернул Мацу в льняную ткань. Затем спрятал на какое-то время; картина Его похорон. Потом вынул её из потайного места и развернул; картина Его воскресения. Маца сломана и роздана сидящим вокруг стола; картина из Иоанна 6, где Иисус сказал, что мы все должны вкушать Его плоть.
///////////////////////////
Посмотрим на саму Мацу. Почему Пресная – как мы видели, дрожжи символизируют грех – т.о. пресный хлеб символизирует тело Мессии – Для евреев сегодня – они должны удостовериться, что хлеб не всходит: было два других способа увериться, что никакого брожения нет: взбороздить пресный хлеб и затем пронзить его. Перфорируя его, позволяют воздуху выйти и препятствуют брожению.
Именно поэтому Пасхальная Маца должна быть с бороздами, отверстиями и без дрожжей. Фактически, если любой из этих элементов отсутствует – пресная, полосатая, пронзённая – она не годится для Пасхи. Теперь, это необычно, потому что факт, что Маца должна быть исполосована и пронзена, напоминает нам о важных библейских стихах о Мессии.
О пронзении. Зах.12:10: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
О полосовании: Исайя 53:5: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Это – как будто Бог пользуется любыми возможностями, чтобы вызвать у Своего народа мысли о Мессии.
И именно с этим пресным хлебом Павел устанавливает второй элемент вечери Господней – собственно преломление хлеба. 1Кор.11:23-24: Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. И у нас есть в изготовлении этой Мацы замечательный образ Мессии.
Благословение Мацы *** Барух Ата Адонай Элохэйну Мэлэх Ха Олам, Ашер Кидэшану Бэмицвотав, Вэцивану Ал Акилат Маца. *** Благословен Ты, О Господь Бог наш, Царь Вселенной, приведший нас к празднованию жизни Йешуа, когда мы едим эту Мацу. Итак, вино, которое мы видели и Маца, которую мы только что благословили, это два элемента, составляющие Хлебопреломление, совершаемое в наших церквях. /////////////////////////////////////////
МАРРОР. Следующая церемония напоминает народу Израиля о жестоком обращении, которое он вынес при своём рождении – Мы возьмём кусок Мацы и положим на него немного хрена – Почему евреи делают это сегодня? Хрен – или Маррор – своим горьким вкусом напоминает евреям об этих горьких временах, как это написано в Исх. 1:14: и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
Здесь также мы можем видеть страдания Израильтян начиная с последней Диаспоры или рассеяния в 70 г. н. э. – то, о чём пророчествовал Моисей в Левит 23 & Втор. 28. – Традиция требует, чтобы мы положили достаточно хрена, чтобы появились слёзы в наших глазах.
*** Барух Ата Адонай Элохэйну Мэлэх Ха Олам, Ашер Кидэшану Бэмицвотав, Вэцивану Ал Акилат Марор. *** Благословен Ты, О Господь Бог наш, Царь Вселенной, приведший нас к признанию страданий Своего народа.
//////////////////////////////////////////////////////////
Перейдём к нашей последней церемонии – положим немного хрена на кусок Мацы – но на сей раз мы смешаем его с Харосет – идея состоит в том, что его горький вкус напоминает Израильтянам об их страданиях, а сладкий вкус Харосета – об их радости в освобождении. Харосет – смесь фруктов и орехов – символизирует глину, использованную Израилем в рабстве.
Его сладкий вкус напоминает им об их избавлении из Египта и скором освобождении, когда Мессия вернётся. Эта церемония отмечена в Иоан. 13:21-30, где Иисус показывает второй раз на того, кто предаст Его. Здесь Он снова не называет его, но даёт указание. Мы читаем в Иоан. 13:26 после того, как они спрашивают, кто предаст Его, Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. На этот раз Иуда Искариот встал из-за стола и пошёл предавать Йешуа.
ЦЕРЕМОНИЯ. Продолжим саму церемонию – возьмём кусок Мацы и положим немного Харосета и Хрена на него. Для нас верующих – воспользуемся этой возможностью, чтобы напомнить себе этими противоречивыми вкусами – наше хождение здесь на земле и большую радость, которую мы имеем в нашем Мессии Йешуа – и особенно о времени, когда мы будем с Ним в Новом Иерусалиме. Продолжим благословение.
*** Барух Ата Адонай Элохэйну Мэлэх Ха Олам, Бёрэй Пэри Ха Адама. *** Благословен Ты, О Господь Бог наш, Царь Вселенной, Творец плодов земли.
////////////////////////////////////////////////////
Каково же сообщение, которое мы имеем в празднике Пасхи? Сегодня – тот же самый Агнец – Сам Мессия – может спасти Вас из скорого суда – это сообщение Пасхи. Как Израильтяне верили в Слово Божье – они прилагали кровь ягнёнка на свои дверные косяки и перекладины – как Бог просил их делать – так сегодня Бог просит, чтобы мы верили Его слову – Сегодня мы читаем в Иоан. 3:36: Верующий в Сына имеет жизнь вечную… Но что Слово Божье говорит о неверующих? См. остальную часть стиха: а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.
На какой стороне Вы сегодня? Если Вы не знаете Иисуса как своего личного Спасителя – и если Вы хотите принять Его как своего Спасителя – Библия говорит в Рим. 10:9: Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься…
И Вы можете сделать это сегодня вечером со мной – я попрошу, чтобы все склонили свои головы, я буду молиться – если Вы не приняли Йешуа как своего личного Спасителя, повторяйте молитву со мной – вслух или про себя. Иисус, сегодня я признаю, что я – грешник – сегодня я признаю, что Ты пришёл, чтобы умереть за мои грехи – и сегодня я открываю двери своего сердца, чтобы принять Тебя как моего Спасителя – Отец Спасибо за то, что Ты послал Своего Сына – во Имя Иисуса – Аминь.
Пожалуйста не поднимайте свои головы – если кто-нибудь молился со мной – пожалуйста, поднимите свою руку – И те, кто поднял руку, пожалуйста, подойдите потом ко мне.
спасибо за статью… правда длинновата..
у нас тоже мы разместили в блоге церкви статью о Пасхе:
http://primirenie.blogspot.com/2010/03/2010.html
По поводу длины – это к автору, а не ко мне 🙂