Как тренировать свой дух?

0012Прежде поговорим о том, почему сильный дух – это настолько важно для христианина.

Мы знаем, что в человеке есть два источника мыслей, чувств и побуждений. Это дух и плоть. Душа наша находится в положении посредника между духом и плотью. Причем к большому нашему сожалению если не прилагать усилий и не работать над своим духовным состоянием, душа существенно ближе к плоти, чем к духу…

Вот, несколько мест, где Библия говорит об огромной важности сильного духа:

«Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?» (Прит.18:15).

Дух переносит немощи. Когда человеку плохо, именно сильный дух дает способность держаться, переносить и побеждать.

«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20:27)

В духе человека всегда есть свет, есть ответ. Дух Святой живет не в разуме и тем более не в теле человека. Он живет в его духе. Если мы хотим услышать ответ от Бога, нам надо научиться слышать дух, который есть светильник Господа.

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:16,17)

Дух – это самое высокое, что есть в естестве человека. Дух всегда желает того, что угодно Богу. Плоть же всегда противится духу и враждует с ним. Если душа человека начинает поступать по духу, она входит в землю благословения, все больше и больше отдаляясь от плоти и проклятия.

Служить Богу и приносить плоды, угодные Ему тоже можно только в духе. Служение по плоти не принесет нам никакой пользы: «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил.3:3).

Каким же образом мы можем укреплять наш дух?

Ответ находится в одном библейском слове, перевод которого мы редко используем в современной речи. Греческое слово «эпойкодомео» переводится в Новом Завете как назидать. Это слово еще означает строить, воздвигать, возводить, надстраивать, укреплять.

Слово назидать практически всегда можно толковать в отношении к созиданию духовного естества человека, тренировки и укрепления его духа.

Вот некоторые тексты, использующие это слово в таком значении.

«И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян.20:32)

Апостол расстается с верующими из Ефеса и поручает их Богу и слову Его благодати, которое имеет силу назидать их.

Божье слово как записанное для всех («логос»), так и звучащее напрямую к человеку («рема») назидает, то есть строит, укрепляет дух человека.

Об этом мы читаем и в Ветхом Завете.

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней (размышляй о ней) день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Нав.1:8)

Здесь говорится конкретно о записанном слове Божьем, в котором нужно поучаться непрерывно. Именно в этом случае приходит мудрость в принятии решений, которые приносят человеку успех.

Похожие мысли читаем и у Соломона: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:20-23)

Если мы будем уважительны и внимательны к Божьим словам и начнем поступать в соответствии с ними, то нас ждет полноценная жизнь не только для души, но и для тела.

Все по-настоящему духовные люди имеют привычку размышлять над Словом. Такую привычку может выработать любой христианин, если захочет.

Итак, первый инструмент назидания духа – это регулярные, настойчивые размышления над Божьим Словом.

Назидаем мы не только себя, когда размышляем над словом, но и других, когда делимся словом от духа: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29)

Второй инструмент – молитва в духе.

«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд.1:20,21)

Молитва, ведомая Святым Духом, способна назидать наш дух и нашу веру.

В третьих, назидают дух человека и различные проявления духовных даров: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1Кор.14:12) и «…Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26)

Конкретно Писание выделяет пророчество: «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:3), а более всего – молитву духа на иных языках: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1Кор.14:4).

Четвертый инструмент назидания – духовное прославление и благодарение Бога: «…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф.5:18-20)

Наконец, назидание происходит через жизнь в любви: «… знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1б).

Когда мы начинаем принимать и отдавать жертвенную любовь-агапе, результатом будет взаимное назидание прежде всего того, кто любовь отдает, а во-вторых и того кто ее принимает.

Итак, будем всемерно укреплять, качать, развивать, строить свой дух. Будем назидать себя и окружающих нас людей! И будем делать это с терпением и постоянством!

Об авторе Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
Запись опубликована в рубрике Проповеди с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Как тренировать свой дух?»

  1. еленаNo Gravatar говорит:

    спасибо за проповедь очень понравилось,назидательно.

  2. еленаNo Gravatar говорит:

    спасибо за проповедь,очень назидает.

  3. РоманNo Gravatar говорит:

    Понравились размышления, но разве первый инструмент дает назидание духу?
    Стихи которые приведены как пример говорят о пользе для души и здравия для тела, но не духа.

  4. АндрейNo Gravatar говорит:

    Молитва на языках рождается в духе, поклонение Богу тоже происходит в духе, остальное на самом деле больше связано с душой, вы правы. Однако, душевное связано с духовным. Сначала душевное, потом духовное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *