Первое качество духовно зрелого человека – ценить духовные богатства превыше материальных. Второе – это способность не зависеть от мнения людей, быть свободным, чтобы служить Богу. Третье – иметь духовное различение, быть способным отличать духовное от душевного и плотского.
«Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:12-14)
Различение добра и зла – это прежде всего различение духовного и плотского. Апостол Иаков говорит, что есть мудрость духовная, которая «чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна», а есть другая мудрость – «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15).
Мудрость земная думает только в категориях материального мира. Как говорит Екклесиаст, она видит только то, что под солнцем. Следующая характеристика – душевная или эгоистичная. Такая мудрость думает только о своем благе. Если взять любой словарь, то в нем можно найти много страниц мелкого текста, объясняющие слова, начинающиеся на само- и эго-, включая самосожаление, самомнение, самобичевание и др. Все эти вещи не относятся к духовной мудрости, потому что дух живет и питается любовью Божьей, а душа – эгоистичной любовью к себе. Третья характеристика – бесовская. Бесы действуют там, где эгоизм принимает свои крайние формы. Поэтому бесы имеют возможность действовать в жизнях эгоистичных христиан…
Моисей – хороший пример духовного человека, который отличал духовное от плотского настолько, что заслужил репутацию кротчайшего человека на земле (Чис.12:3). Когда Мариам и Аарон нападали на него, он не защищал себя, а полностью предавал это Богу, Который Сам осудил виновных.
Давид проявил духовную мудрость, отказавшись поднимать руку на Божьего помазанника Саула, долго искавшего смерти Давида.
Апостол Павел знал как правильно поступать в конфликтных ситуациях, которых возникало множество в его служении. Он имел мудрость, сходящую свыше.
Моя молитва:
Господь, я прошу Тебя, утверди меня Духом Твоим во внутреннем человеке! Пусть мой дух станет зрелым и я буду всегда отличать добро от зла – духовное от душевного и плотского.
Мое исповедание:
По Божьей милости мой дух будет укрепляться в меру полного возраста Христова! У меня появится навык различение добра и зла, духовного и плотского. Я буду жить мудростью духа, которая чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна! Аминь.
Аминь!
Отвечу стихами из евангелия Иоанна 3:29,30( соврем. с греч. перевод).
“Невеста принадлежит жениху. А друг жениха стоит и радуется, слыша его речи. И ко мне пришла наконец такая радость. Ему надлежит возрастать, а мне умаляться.”
Ему должно расти, а мне умаляться
Эти слова Иоанн Креститель говорил о Христе. Эти же слова являются сутью христианской жизни и методом семейной жизни. Поскольку семья есть начало и прообраз любой общности людей. С взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей начинаются все другие отношения: дружба, община, государство. Все человечество началось с одной семьи – Адама и Евы.
Семья является первым местом исполнения заповеди «Возлюби ближнего как самого себя». Кто мой ближний? Моя жена или мой ребенок. Легко сказать «возлюби ближнего как самого себя», сделать очень сложно. В нас есть постоянная неудовлетворенность близкими, и чем ближе человек к нам находится, тем больше его недостатков мы видим, не только видим – чувствуем. Чем ближе к нам человек, ближе к нашему сердцу, тем больнее он нас может задеть и задевает.
В человеке есть желание счастья, полноты, новизны. Это желание движет человеком, приводит его к созданию семьи, потому что он понимает, что новизну приносит только Другой, иная личность. Он вступает с другим в отношения, в долгосрочные и близкие отношения. И что он находит потом? Близкие еще больнее ранят его. Сначала супруг – своим непониманием, потом дети, которые уходят.
Близкие не совершенны. Однако значит ли это, что они не приносят нам счастья? В чем значение тогда мужа или жены или ребенка?
Если мы ориентированы только на этот мир, то они не имеют абсолютного значения.
Если мы предчувствуем за этим миром что-то новое и прекрасное, то мой муж или жена становятся для меня знаком абсолютно Другого, то есть Бога. Знак всегда несовершенен, но он всегда отправляет меня к тому, что за ним стоит, что он означает. Поэтому жена или муж, или ребенок являются образами Бога для меня. И служение им есть служение Богу.
Мой близкий является для меня не просто человеком, но и местом встречи с Богом. Только после этой встречи с Богом я смогу увидеть истинную красоту супруги или ребенка как совершенной личности.
Как встретить свою жену после свадьбы? Как встретить своего ребенка после его рождения? По-настоящему их можно встретить только в Боге.
Встреча – это не только нахождение в данное время в одной точке пространства с другим, в одном месте. Встреча – это когда меня в этом «одном месте» становится меньше, я как бы убываю, а он прибавляется. «Мне должно умаляться, а ему расти», — говорит Креститель.
Меня становится меньше – это значит, что мое внимание перемещается на другого. Например, когда случается влюбленность, человек естественно переносит все свое внимание на нее или на него. Отсюда радость новизны и предчувствие счастья. Человек видит, где ему искать ответ на желание счастья, но это не означает, что оно сразу достается ему. Часто после свадьбы внимание опять сосредотачивается на себе, и тогда другой, который приносил радость, теперь становится для меня адом, закабаляющим мою свободу. Но в реальности ничего не изменилось, другой остался таким же знаком Присутствия, как и раньше. За ним так же стоит Бог, как и за мной. Как это удержать в голове и не забыть? Метод указал Креститель: «Ему (жене, мужу, ребенку, Богу) должно расти, а мне умаляться».
Игорь Мананников