Протестантизм в России

117Протестантизм  в  России  одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Возникнув в первой четверти XVI в. в процессе широкого антикатолического движения Реформации в Германии и Швейцарии, протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. Он знаменовал собой новый поворот в развитии европейской (в основе своей христианской) цивилизации, выступая идеологическим обоснованием слома феодализма и формирования буржуазного общества. Россию, как страну православную, это антикатолическое движение, естественно, не затронуло, однако первые иностранцы-лютеране появились в Москве и Новгороде Великом еще при жизни М. Лютера (начало его проповеди — 1517 г., умер в 1546 г.). Демонстрируя высокую степень приспособляемости к иным национальным, политическим, социальным и экономическим условиям, отличным от тех, в которых он возник и развился на Западе, протестантизм в России постепенно превратился из вероисповедания  незначительного числа иностранцев, оказавшихся  по своим делам в России, в вероисповедание сначала небольшой, но со временем  всё более заметной части собственно россиян. В числе социально-экономических и духовных предпосылок постепенного укоренения протестантизма на российской почве находятся вызревание здесь товарно-денежных отношений — предвестника и фундамента буржуазного общества и духовный опыт различных антицерковных движений, оппозиционных господствующему православию «ересей» (стригольников, антитринитариев-»жидовствующих», нестяжателей, позднее -  Матвея Башкина, Феодосия Косого, Дмитрия Тверитинова и др.). В целом появление протестантизма в России следует рассматривать в рамках более широкого и значительного явления встречи двух цивилизаций: российской (в основе своей евразийской и православной), еще недавно освободившейся от ордынского доминирования и нуждавшейся в дополнительных импульсах для преодоления двухвековой задержки в развитии, и западноевропейской, совершившей к этому времени в результате сначала Ренессанса, а затем Реформации значительный скачок в своем экономическом, политическом и духовном развитии. Россия принимала приезжавших сюда иностранцев из протестантских стран Европы не как представителей иной веры, а как носителей необходимых ей достижений западноевропейской культуры и экономики: мастеров, специалистов в различных областях знаний, культуры, производства и военного дела, еще не получивших развития в России, как обладателей капиталов и агентов международных торговых связей.

         Протестантизм проникал в Россию и укоренялся в ней различными путями. Первоначально это были купцы — преимущественно из северогерманских городов, а также из Швеции, Дании, немного позднее из Англии и Голландии. Ганзейские купцы издавна вели оживленные торговые сношения с Новгородом  и имели там подворья. Позднее их торговые связи протянулись и в Москву. Среди них были и последователи Лютера. Еще больше купцов-лютеран стало прибывать в Россию из Швеции. В результате мирного договора между Россией и Швецией в 1524 г. они получили право построить в Новгороде Великом торговый дом и торговать на всей территории Московского государства. В 1553 г. англичане открыли для себя торговый путь в Россию через Белое море.  В 1555 г. была  образована Англо-Русская торговая компания, членам которой московское правительство предоставило право свободного въезда  и беспошлинной торговли по всей стране. Вслед за ними этот торговый путь освоили и голландцы (в 1565 г.). Английские и голландские купцы, также как ранее немецкие и шведские, получили право свободно отправлять свои англиканские, лютеранские и реформатские богослужения на своих подворьях, в частных домах. Когда после завоевания Москвой Казанского и Астраханского княжеств Волга стала оживленным торговым путем, связавшим Западную Европу и Московское царство со странами Востока, западные купцы — протестанты открыли свои подворья в поволжских городах: Нижнем Новгороде, Казани и др. Другим источником появления протестантов в России было приглашение на службу специалистов из западных стран. Великий князь Василий Иванович (1524-1533) специально поручал своим нарочным агентам выискивать в западных странах мастеров, «умельцев» и «знатцев» и пригашать их на государеву службу. В эти годы в Москву прибыло немало лекарей, аптекарей, торговых людей, художников, мастеров разных ремесел. Это были в основном протестанты из стран Северной Европы. В царствование Ивана IV Грозного было приглашено много медиков, цирюльников, художников, ювелиров, «пушкарников»,  «искателей злату и серебру» и других специалистов. К гражданским специалистам вскоре добавились и пригашаемые из-за рубежа военные, которые должны были обучать русское войско западному военному искусству. В царствование Федора Иоанновича в русских войсках служили уже 5 000 немцев. Большое число немецких ремесленников и техников вызвал в Москву Борис Годунов, оказывавший особое покровительство протестантам, бежавшим в Россию из стран Западной Европы, спасаясь от религиозных войн. Всячески покровительствовали иностранным специалистам Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676), приближая их ко двору и определяя на гражданскую и военную службу. В это время в России проживало уже до 18 000 протестантов. Еще более активно политику привлечения в Россию специалистов высокой квалификации в основном из протестантских стран Европы проводил Петр I. Он приглашал ученых — физиков, химиков, математиков, корабелов, разведчиков руд, горнозаводчиков, мореходов, военачальников. При нем и его преемниках многие иностранцы-протестанты заняли видные посты в гражданском управлении, в армии, в Академии Наук, вошли в состав высшей российской знати. Этот источник появления протестантов в России сыграл более существенную роль в формировании собственно протестантской части ее населения , поскольку многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, частью принимая православие, частью сохраняя свою веру и образуя костяк протестантских общин. Их потомки в разных слоях общества вполне обрусевали, сохраняя свои немецкие, шведские и другие фамилии и приверженность протестантизму, главным образом лютеранству, а также кальвинизму, становились видными государственными деятелями, дипломатами, военачальниками, придворными чинами, учеными, деятелями русской культуры. К этому источнику следует добавить массовое приглашение Екатериной II  немецких крестьян и ремесленников переселиться на постоянное жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель. После Манифестов Екатерины II, даровавших иностранным колонистам значительные льготы, включая свободу вероисповедания и освобождение от военной и гражданской службы, в Самарскую и Таврическую губернии  в конце XVIII в. переселились тысячи семей немцев, фризов, голландцев из северогерманских земель, Западной Пруссии, Нидерландов, Польши. В основном это были лютеране, менониты, гернгутеры, а также католики.  Переселение менонитов в Россию продолжалось и в XIX в.         

Третьим заметным источником появления протестантов в составе населения России были пленные, которые по представлениям того времени составляли едва ли не самую ценную часть добычи. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли в Москве и других российских городах, какую-то часть превращали в крепостных. Особенно много пленных-протестантов было взято во время Ливонской войны (1558-1582). Иван Грозный специальным указом запретил продавать пленных и предписал отбирать из них тех, кто владеет каким-либо мастерством или искусством. Большое число ливонцев, шведов, шотландцев было поселено в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Пскове, Новгороде Великом, Твери, Костроме, Угличе, на только что завоеванных казанских и астраханских землях. В Москве они селились в Немецкой слободе вместе с приглашенными на службу иностранцами, многие из них также принимались на государеву службу. Из их же числа были и первые пасторы протестантских общин в Москве. Расселяли пленных, среди которых были и протестанты, по русским городам и пограничным полосам и впоследствии – в XVII и XVIII вв. При Петре I это были шведы, взятые в плен во время Северной войны. Их поселяли в разных городах Астраханской, Архангельской и Казанской губерний, в городе Воронеже, в котором для шведов-лютеран были построены две кирхи. 

         Самым многочисленным пополнением числа протестантов в России были жители присоединенных к ней территорий в результате войн с Ливонией и Швецией. Российское правительство с большой терпимостью относилось к верованиям этого населения. Сдавшимся в июле 1558 г. жителям города Дерпта Иван Грозный гарантировал сохранение их религии с церквами и школами. По Ништадскому мирному трактату (1721) Швеция уступила России свои права на Лифляндию, Эстляндию с островом Эзель, Ингерманландию и часть Финляндии с Выборгом. Ст.10 этого трактата оговаривала религиозные права их населения:: «В уступленных землях не имеет быть введено принуждение в совести, а напротив того Евангелическая вера, церкви и училища, и что к тому принадлежит, на том основании, на котором при последнем Свейском правительстве были, оставлены и содержаны будут с тем однако ж, чтобы в них и вера греческого исповедания впредь также свободно и без всякого помешательства могла быть отправлена». В дальнейшем пополнение числа протестантов в центральной и восточной частях Российской империи происходило за счет миграции сюда из присоединенных земель в связи с государственной службой или деловыми интересами представителей прибалтийского дворянства, промышленников и купечества, а также за счет переселения прибалтийских и финских крестьян на свободные земли внутренней России в XIX и начале XX вв.

         В XIX в. появляется новый источник формирования той части населения России, которая исповедует протестантизм. Это протестантские объединения сектантского типа, тоже западного происхождения, такие как баптизм, евангельское христианство, адвентизм, позднее – пятидесятничество. Общины русских баптистов существуют в России с 60-х гг., евангельских христиан – с 70-х, адвентистов седьмого дня – с начала 80-х гг. XIX в., пятидесятников – с 10-20-х гг. XX в. В отличие от общин лютеран, реформатов и меннонитов, имевших отчетливую этническую окрашенность (немцы, скандинавы, прибалты и их потомки) эти течения протестантизма носили подчеркнуто вненациональный или наднациональный  характер. Возникая первоначально в среде немецких колонистов, они очень скоро стали пополняться коренными россиянами, в частности из числа молокан и духоборцев, вполне адаптировались к российским условиям, вели службу на русском языке. Впоследствии они стали формироваться целиком или преимущественно из русских и других россиян. Приверженцы этих протестантских вероисповеданий ныне составляют большую часть последователей протестантизма среди населения России. В последнее время к ним добавились последователи вновь возникающих общин Свидетелей Иеговы, новоапостольской церкви, пресвитериан, методистов, квакеров, Армии спасения, многочисленных харизматических общин пятидесятнической направленности. Таким образом, будучи первоначально привнесенным с Запада, протестантизм за четыре- четыре с половиной столетия вполне укоренились в нашей стране, имеет значительную количественно и устойчивую базу приверженцев и, следовательно, превратился в одну из традиционных религий России – российский протестантизм.

         Протестантизм в России представлен различными направлениями, церквами и деноминациями. Лютеране  и  реформаты (кальвинисты) появились в России уже в первой половине – середине XVI века. При Иване Грозном в Москве, в Иноземной (Немецкой) слободе возникли первые две лютеранские и одна реформатская (голландская) общины. Сами лютеране ведут отсчет истории лютеранской церкви в России с 1559 г., когда благодаря появлению первого пастора из числа пленных ливонцев начались регулярные богослужения в общине. В конце 1575 или начале 1576 гг. в Иноземной слободе была построена первая лютеранская кирха. Первая реформатская церковь была построена в 1616 (по другим сведениям – в 1629 г.). К концу XVI в. лютеранские и реформатские общины уже существовали во многих российских городах, в основном расположенных на торговых путях, в Архангельске, Вологде, Угличе, Н.-Новгороде, Казани и др.  В XVII-XVIII вв. количество лютеран и реформатов в России растет, возрастает их социальный статус.  Многие из них занимают видное положение при царском дворе, на разных участках государственной штатской и военной службы, в промышленности, торговле, в сфере науки и культуры. Если в XVI и XVII вв. лютеранство и кальвинизм оставались исповеданиями только иностранцев, то начиная с эпохи Петра I, они фактически становятся признанными российскими религиями, хотя и сохраняют название «иностранных исповеданий». В начале XIX в. численность лютеран в России значительно увеличилась за счет присоединения Финляндии (1809) и Польши (1815). Окончательно Евангелическо-лютеранская церковь была конституирована в России в 1832 г., когда Николай I подписал ее Устав, включенный в Свод законов Российской империи. Он действовал до 1917 г.  В XIX в. число лютеран и их общин значительно выросло, расширилась их география, прежде всего за счет переселенцев из-за рубежа, привлечения больших групп иностранных специалистов в районы интенсивного промышленного развития, а также за счет аграрного переселения финских и прибалтийских крестьян в области Европейской России, Сибири и на Кавказ.  По переписи 1897 г. лютеране составляли вторую по числу приверженцев конфессию в России. В 1914 г. в России было 194 прихода лютеранской церкви, имевших 145 церковных зданий. С отделением после 1917 г. Польши, Финляндии и государств Прибалтики число лютеран и реформатов в России значительно сократилось. За годы советской власти  в результате преследований церковная жизнь лютеран и реформатов была дезорганизована, связи между общинами были нарушены, духовенство в массе своей репрессировано, сами церкви оказались на грани выживания. Возрождение Евангелическо-лютеранской церкви (под названием Немецкая Евангелически-лютеранская церковь) началось в конце 50-х гг. через возникновение отдельных общин в разных городах России, Казахстана, Средней Азии. С 70-х гг. начался процесс возрождения финских лютеранских общин. С начала 90-х гг. в России действуют Евангелическо-лютеранская церковь  (официальное название Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии) и  Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России (Ингерманландская евангелическо-лютеранская церковь), а также отдельные эстонские, латышские и шведские лютеранские общины.

         Кальвинисты представлены Союзом евангелическо-реформатских церквей в России, объединяющим несколько общин, а также значительным числом пресвитерианских и методистских церквей, возникших, в основном, в 90-х гг. в результате деятельности американских и корейских миссионеров.

         Меннониты появились в России в конце XVIII в. в результате переселения на земли Малороссии, Таврической губернии и Поволжья больших групп крестьян из Германии, Нидерландов и Польши. Переселение меннонитов в Россию продолжалось и в XIX в., охватив также Оренбургскую губернию, Меннониты селились общинами, соединявшими в себе хозяйственную и конфессиональную функции, не смешиваясь с окружающим населением. В середине XIX в. на базе возникавших в общинах социальных противоречий, различий в трактовке отношения к государству, а также некоторых догматических расхождений в рядах меннонитов произошел раскол на братских и церковных меннонитов. После 1917 г. часть меннонитов эмигрировала из страны, в годы коллективизации хозяйственно крепкие их общины подверглись раскулачиванию, а с началом Великой Отечественной войны – депортации в глубинные регионы СССР. В 1963 г. часть братских меннонитов вошла в состав Союза евангельских христиан-баптистов. В 80-90-х гг. значительная часть меннонитов выехала в ФРГ. В России оставалось несколько разрозненных меннонитских общин, небольшие группы братских меннонитов, как правило, входят в общины ЕХБ.

         Идеи баптизма привнесли в Россию эмиссары этого направления протестантизма из Германии. Первоначально их влияние было направлено лишь на немецкие колонии на Украине, в Крыму и на Кавказе, но постепенно оно распространилось и на представителей коренного населения, в основном из числа молокан и духоборцев. Первым из россиян принял водное крещение от баптистского проповедника молоканин Н.И.Воронин в  Тифлисе в 1867 г. С этой даты ведут отсчет своей истории российские баптисты. Н.И.Воронин  образовал на Кавказе и первую русскую баптистскую общину. Одновременно шел процесс распространения баптизма среди местного населения в  Херсонской и Одесской губернииях.

         В 70-х гг. XIX в. в С.-Петербурге зарождается движение  евангельского христианства. Начало ему положила проповедь англичанина лорда Г. Редстока. Община петербургских евангельских христиан образовалась в 1874 г., ее приверженцами стали в основном представители аристократических кругов (по имени руководителя  общины отставного полковника В.А.Пашкова их стали пашковцами).  Общины евангельских христиан постепенно распространились по России, существовали параллельно с баптистскими общинами, то сходясь, то расходясь с ними. Неоднократно предпринимались попытки объединения обоих движений, но противоречия между ними, как правило, брали верх. И те, и другие длительное время преследовались царским правительством и православной церковью, и лишь по Указу «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. они получили относительную свободу деятельности. Первые послереволюционные годы были отмечены быстрым ростом и распространением общин баптистов и евангельских христиан, однако в 30-х гг. оба союза – Союз баптистов и Союз евангельских христиан были фактически разгромлены. Организованная деятельность этого направления протестантизма была возобновлена лишь в 1942 г., когда был создан Временный совет евангельских христиан и баптистов. В октябре 1944 г. состоялся съезд, на котором было принято решение об их объединении и создании руководящего органа – Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. В 1945 г. к нему присоединилась часть пятидесятников, в 1947 г. – евангельские христиане в духе апостолов, в 1963 г. – братские меннониты.  В 1960 г. в Союзе ЕХБ произошел раскол на почве несогласия части общин с зависимостью ВСЕХБ от государственных органов. Отделившиеся общины образовали Совет церквей ЕХБ. После распада СССР в 1991 г. образовался Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации, являющийся в настоящее время наиболее крупным протестантским объединением в России.

         Адвентизм, как и баптизм, первоначально распространялся среди немецких колонистов Юга России эмиссарами из Германии. В 1886 г. возникла община адвентистов седьмого дня в Крыму. Первая русская община АСД была образована Ф.Бабиенко в Ставрополе в 1890 г.  Адвентисты подвергались нападкам не только православной церкви и властей, но лютеран и баптистов, поскольку именно в их среде находили своих первых последователей. Право свободно исповедовать свою веру они получили только в 1906 г.  После революции 1917 г. руководители адвентистов заняли лояльную позицию в отношении советской власти, что способствовало росту их общин. В середине 20-х гг. Церковь АСД пережила раскол на почве отношения к власти и к службе в армии, в результате, которого от нее отделилась группа адвентистов-реформистов. В середине 30-х гг. в результате преследования властей Всесоюзный совет  общин АСД прекратил существование. Он был восстановлен лишь в 1946 г., однако в 1960 г. был снова ликвидирован. Общины АСД вели автономную полулегальную деятельность и только в конце 70-х – начале 80-х гг. началось возрождение Церкви АСД и организационное объединение адвентистских общин. В настоящее время в России действуют Генеральная конференция – Евро-Азиатский дивизион Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, охватывающая своей юрисдикцией территорию России, стран СНГ и Балтии, и входящие в нее два Союза Церквей АСД: Западно-Российский и Восточно-Российский.

         Пятидесятничество в России представлено несколькими направлениями. Первые американские миссионеры-пятидесятники появились на Северо-Западе страны незадолго перед Первой мировой войной. Под их влиянием пятидесятников приняла часть общины евангельских христиан в Гельсингфорсе (1911 г.). В 1913 г. общины пятидесятников, принявшие название евангельских христиан в духе апостолов, возникли в Выборге и С.-Петербурге, затем в Московской, Новгородской, Вятской,  Витебской и Могилевской губерниях, на Кавказе. В 20-х гг. наиболее распространенным направлением пятидесятничество в России и на Украине стали христиане евангельской веры, основателем, которого стал бывший баптист И.Е.Воронаев. В 30-х гг. Союз ХЕВ был распущен, а его руководители репрессированы. В 20-х же годах на Украине появились общины евангельских христиан пятидесятников-сионистов, получившие небольшое распространение и в России. После присоединения к СССР в 1939-40 гг. Западных Украины и Белоруссии, Бесарабии и государств  Прибалтики в стране начало быстро распространяться и стало наиболее многочисленным такое направление пятидесятничества как христиане веры евангельской. В этот же период появились евангельские христиане святые сионисты («мурашковцы») и субботствующие пятидесятники. Все направления пятидесятничества  подвергались особо суровым преследованиям властей. В 1945 г. часть объединений ХВЕ легализовалась и вошла в Союз ЕХБ, в 1947 г. к нему присоединились евангельские христиане в духе апостолов. Часть общин ХВЕ сохранила самостоятельность и стала действовать без регистрации. В 1968 г. часть не присоединившихся к ВСЕХБ общин ХВЕ стала регистрироваться самостоятельно, а в 1989 г. и другие пятидесятники вышли из Союза ЕХБ. В 1990 г. был создан Союз ХВЕ Российской Федерации, а в 1991 г. – Объединенный Союз ХВЕ, в который вошли Союзы ХВЕ России, других стран СНГ и Балтии. Помимо Союза ХВЕ в России действуют незарегистрированная Объединенная церковь ХВЕ (пятидесятников), а также Российский объединенный союз ХВЕ, в который вошли несколько пятидесятнических, харизматических и пресвитерианских церквей. В 90-х гг. в России в основном под влиянием западных миссионеров возникло большое число близких пятидесятничеству харизматических церквей, церквей полного Евангелия, церквей Христа и других церквей, ассоциаций и миссий.

Лопаткин Ремир Александрович, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель Исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов, кандидат философских наук.

 

  

Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. Словарь. М.:Республика,2001. — С.326-332.

data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki" data-yashareTheme="counter"

>

 

About Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
This entry was posted in Интересные публикации and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>