Становясь святилищем в повседневной жизни. Томас Келли (Thomas Kelly)

В протестантской традиции существует немало глубоких духовных мыслителей и тех, кого у нас иногда называют боговидцами. Одним из таких людей является Томас Келли. Недавно я сделал небольшой поиск в русскоязычном Интернете и с удивлением обнаружил, что не могу найти о нем ничего… Посему и решил сделать небольшой перевод и разместить его, чтобы все желающие могли хоть немного познакомиться с трудом этого великого христианина и через это приблизиться к Господу, Который живет в наших сердцах.

АБ

Томас Келли (1893-1941) родился к семье квакеров в штате Огайо, США. Получил образование в Хавфорде и Гарварде. Совершал христианское служение в Германии после первой мировой войны. С 1936 года и до смерти преподавал в Хавфорде.

Келли был известен, как муж глубокого посвящения Богу за его книги, в частности, Завет Посвящения и Вечное Обетование. Эти книги оказали неизгладимое впечатление на читателей. Руфус Джонс (Rufus Jones) сказал о книгах Келли: «Существует немного – всего несколько – великих духовных книг… Книги Келли я могу включить в их число, наряду с некоторыми древними».

Завет посвящения (выдержки)

1. Удивительное внутреннее святилище

Глубоко внутри каждого из нас есть удивительное внутреннее святилище души, святое святых, Божественный Центр, живой Голос, к которому мы можем постоянно приходить. Вечность находится в наших сердцах, прокладывая себе путь через наши рваные во времени жизни, подогревая нас намеками на потрясающую судьбу, призывая нас домой.

Там находится свет, который исходит от лица Божьего и бросает новые тени, новую славу и на наши лица. Это семя, несущее духовную жизнь, если только мы не задушим ее, Шехина души, Присутствие в центре нашего существа. Здесь находится «спящий» Христос.

2. Секретные места сердца

 

Душа обычно реагирует на воздействие Божественного Света восхищением, радостью, благодарением и поклонением, смирением и готовностью слушать и слушаться. Когда приходит Свет, душа перестает быть шумной мастерской. Она становится местом святилища, наполненным восхищением и самопожертвованием. Там пребывает совершенный мир, если разум не отклоняется от Того, Кто привел нас к внутренним источникам жизни. Короткое время после таких посещений мы даже способны нести святилище в окружающий мир с его суматохой и судорожной активностью. Могущественно наша воля укрепляется, чтобы в радостном пении выражать любовь к Богу, а также двигаться в потоке любви к слепым людям и ко всему творению.

3. Сокрытое в глубине святилище души

Потом свет тускнеет, воля ослабевает и возвращается обыкновенная серость. Можно ли избежать этого увядания? Нет, даже не стоит стараться, ведь мы должны овладеть дисциплинами Его воли и пойти дальше первых уроков Его благодати. Однако, Вечный внутренний Свет не умирает, когда проходит радостное возбуждение от Встречи. Он не живет только кратковременно, следуя изменчивости нашей физической природы.

Постоянно обновляющийся контакт, а вовсе не воспоминания о Божественных Прикосновениях, лежит в основе духовной жизни. Давайте вместе исследуем секрет более глубокого опыта, секрет             сокрытого в глубине святилища души, где Свет Внутри никогда не гаснет, но горит вечный огонь, где находятся источники живой воды божественного откровения, где изливается благодать день за днем, час за часом, непрерывно преображая.

4. Навыки непрерывной ориентации

Здесь я хочу учить о внутренней практике и навыках мышления. Я учу о внутренней практике непрерывной ориентации на те глубины нашего естества, где живет Внутренний Свет. Можно настроить свою внутреннюю жизнь таким образом, чтобы непрерывно находиться в состоянии Поклонения, в то же самое время когда мы погружены в рутину повседневных дел. Я пытаюсь сказать, что существуют практики мышления на глубочайшем уровне, которые позволяют разуму следовать как нитка следует за иголкой.

Тогда Внутренний Свет становится настоящей путеводной звездой, проводником, указывающим как на недостатки наши, так и на возможности творить добрые дела. Но еще глубже, Живущий внутри нас призывает к такому удивительному внутреннему единству жизни с Ним, чтобы соединяясь с Ним, мы начали видеть окружающий мир через сияние Внутреннего Света и строить отношения с людьми из глубины Внутреннего Центра.

5. История, уходящая корнями в вечность

Такая практика внутренней ориентации, внутреннего поклонения и слушания, не является лишь опытом некоторых религиозных групп, церковных орденов или отдельных монахов. Такая практика находится в сердце духовной жизни. В ней заключался, я уверен, секрет внутренней жизни величайшего Мастера из Галилеи. Он желает, чтобы этот секрет был заново открыт каждым, кто хочет быть Его учеником. Это творит удивительное общение, церковь вселенскую и невидимую, позволяет жить в обществе на другом уровне, уровне взаимного почтения, где история уходит корнями в вечность и на земле появляются «небесные колонии».

Внутренний Свет, Живущий внутри Христос – это не просто доктрина, в которую верит небольшая религиозная группа, которую остальным можно принять или отвергнуть. Это живой Центр жизни для всех душ Христовых и всех христианских групп.

В духовной жизни практика идет перед теорией или догмой. Христианская практика не ограничена рамками внешней активности. Внешняя жизнь – это плоды, но не корни. Настоящий христианин должен прежде всего практиковать непрерывное возвращение души во внутреннее святилище, где все происходящее он выносит на суд Света, а потом несет Свет в мир со всей его суматохой и суетой, чтобы творить его заново. Теперь мы в благоговении рассмотрим эту практику.

6. За сценой

Существует способ организации нашего мышления на более чем одном уровне одновременно. На одном уровне мы можем думать, обсуждать, видеть, считать, отвечать на внешние вызовы жизни. Одновременно внутри, за сценой, на глубочайшем уровне мы можем пребывать в молитве и благоговении, в пении и поклонении и в постоянном принятии божественного дыхания.

Между этими двумя уровнями есть плодотворное взаимодействие, но всегда акцент правильно делать на более глубоком, где душа пребывает в Присутствии Святого, где все происходящее на первом уровне приносится во Свет и держится там в Присутствии, получая новое понимание происходящего и того, как правильно на него реагировать в простоте и непосредственности любви и веры.

7. Умственные навыки внутренней ориентации

Как же нам ухватиться за эту Жизнь и Силу и научиться непрерывной внутренней молитве? Посредством тихой, но постоянной практики обращения всей нашей личности и днем и ночью в молитве, внутреннем поклонении и подчинении к Тому, Кто взывает из глубин наших душ.

Необходимо отработать умственные навыки внутренней ориентации. Внутреннее обращение к Богу в глубине души может стать стабильным после недель, месяцев и лет духовной практики с неизбежными скачками, падениями и возвращениями. Это так просто, как свидетельствовал брат Лоренс (Brother Lawrence),  но сам процесс достижения постоянства может быть долгим.

Начните прямо сейчас, когда вы читаете эти строки. Предоставьте себя целиком в тихом, радостном посвящении Ему, Который внутри. В тайном выражении хвалы в смиренном восхищении обратитесь к Свету, даже если он в данный момент практически неразличим. При этом не теряйте контакта с внешним миром. Здесь нет речи об отрешенности. Ходите, разговаривайте, работайте и смейтесь с вашими друзьями. Но за сценой поддерживайте жизнь простой молитвы и внутреннего поклонения. Пусть внутренняя молитва будет последним вашим действием перед сном и вашим первым действием после пробуждения.

8. Всегда просто возвращайтесь

Первые дни и недели полны неловкости и болезненны, хотя бывают и моменты радости. Неловкости, потому что вначале необходимо постоянное бодрствование и усилия воли. Болезненны, потому что прыжки так часты, а временные интервалы, когда мы напрочь забываем о своей практике столь длительные. Радостные, потому что мы начинаем жить.

Прыжки и моменты забывчивость столь часты, но когда вы вновь вспоминаете, не тратьте время на самоосуждение, но выдохните тихую молитву о прощении и начинайте вновь с того места, где вы находитесь. Представьте Богу ваше разбитое поклонение и скажите: «Вот все, на что я способен, если Ты не поможешь мне». Не соглашайтесь с разочарованием, но всегда тихо возвращайтесь к Нему, и ожидайте в Его присутствии.

9. Первый знак успеха — одновременность

Вначале практика внутренней молитвы – это процесс переключения внимания со внешних вещей на Внутренний Свет. Увлечение чем то одним приводит к потере другого. Однако то, чего надо на самом деле искать – не переключение внимания, но одновременность, когда поклонение и тихая молитва совершаются на заднем фоне каждого момента жизни.

Первым знаком успеха является такое состояние, когда после очередного момента забывчивости остается ощущение, что мы забыли не полностью. Теперь уже мы не восстанавливаем прерванную молитву, но возвращаемся в текущий поток духовной жизни. Поток Божьей любви течет непрерывно, а мы временно дрейфовали по течению, а теперь плывем.

10. Сделан эластичным в Его воле

Однако одновременность и постоянство в молитве то появляется, то исчезает, то долгое время опять происходят «переключения», то вновь мы наслаждаемся славной одновременной жизнью в двух измерениях. При этом если появляется даже малейший знак духовной гордости, для нас лучше всего смирить себя, чтобы быть достойными большего.

Когда мы начали практиковать тайную молитву, было сильное ощущение того, что мы сами ее инициировали и что наша воля поддерживает этот навык, однако более зрелый опыт показывает, что нас встречают, учат, очищают и дисциплинируют, делают проще и гибче посредством силы, живущей внутри нас. Ибо Сам Господь работает в наших душах, в сокровенных их глубинах, постепенно увеличивая Свой контроль по мере того, как мы все более открываемся для чуда общения с Ним.

11. Это не новая техника

Не существует определенной новой техники, чтобы достигнуть такого состояния, когда душа на ее глубочайшем уровне постоянно находится дома у Него. Процесс внутренней молитвы с течением времени становится не сложнее, а наоборот проще. Первые дни мы начинаем со слов, произносимых шепотом: «Я только Твой, я только Твой». Или молитвенно погружаемся в слова псалмов: «Боже! Тебя жаждет душа моя».

Повторяйте их внутренне снова и снова. Поначалу необходимо сознательное усилие на поверхностном уровне, до тех пор, пока молитва не опустится на глубинный уровень привычки к духовной ориентации. Более длительная дисциплина внутренней молитвы приведет к естественному пребыванию в прославлении и послушании, спокойному слушанию в глубине и бессловесной привычке быть ориентированным на  Того, Кто является нашим Центром.

В «рентгеновском» свете вечности мы, возможно, увидим темные стороны жизни и нам будет дарована божественная благодать, чтобы укрепить нашу волю и в полноте предать Ему свою жизнь. Ибо водительство Света критичное, болезненное и острое, как обоюдоострый меч. Он просит всего, но и дает все.

Библейский текст для размышления:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:32-40)

Вопросы для размышления:

Следующие вопросы могут быть использованы для обсуждения в малых группах или индивидуально.

  1. Переживали ли вы то, что Томас Келли называет «внутренний Свет» или «говорящий Голос» или «божественный Центр»? Расскажите о вашем опыте.
  2. «Постоянно обновляющийся контакт, а вовсе не воспоминания о Божественных Прикосновениях, лежит в основе духовной жизни», пишет Келли. Почему автор настаивает, чтобы мы постоянно искали свежее переживание Бога, а не довольствовались воспоминаниями о прошлом опыте?
  3. Келли вдохновляет нас быть в непрерывном поклонении в то же время, когда мы также заняты земной суетной жизнью. Если бы вы выработали такой навык, как бы это отразилось на ваших повседневных делах?
  4. Мы можем начать этот процесс, как замечает Келли, с чувством того, что мы сами им управляем, но через определенное время мы понимаем, что есть также действие Божье, Который действовал с самого начала всего процесса. Что заставляет нас думать, что мы сами творцы нашей духовной жизни? Задавали ли вы себе раньше такой вопрос?
  5. Каким образом в Ин. 6:32-40 взаимодействуют хлеб, жажда, видение и верование? Опишите свой уровень духовного голода и жажды.

Предлагаемые упражнения:

Данные упражнения доступны как для индивидуального, так и для группового использования.

  1. Возможно обрести навык, пишет Келли, организации нашего мышления на более чем одном уровне одновременно. На одном уровне мы думаем, видим, обсуждаем, а на другом совершается молитва и поклонение. Попрактикуйте это на следующей неделе. Ведите записи вашего опыта.
  2. Научиться быть гибким в руках Духа – об этом постоянно говорит Келли. На этой неделе постарайтесь быть более внимательным к водительству Духа. Слушаете тихий нежный голос во внутреннем святилище души.
  3. Начните практиковать тихую постоянную молитву: «Я только Твой, я только Твой», или используйте слова из любимого псалма. Например: «Господь, Пастырь мой». Довольно скоро эта молитва опустится на глубинный уровень и вы сможете насладиться благословением «навыка божественной ориентации».
  4. Иисус говорил что Он пришел исполнить не Свою волю, но волю Отца. Келли считает, что секрет Иисуса заключается в Его постоянной внутренней ориентации на поклонение и слушание и что этот секрет должен быть заново открыт последователями Иисуса. Несмотря на то, что  это может быть очень непростой задачей для вас, попробуйте на этой неделе изменить вашу ориентацию, сделав поклонение и слушание центральной частью вашей жизни.

Отзыв

Я всегда буду помнить мою встречу с работами Томаса Келли. Я ожидал своего самолета в аэропорту Вашингтона одним дождливым февральским утром, когда меня просто пронзили эти слова: «Мы видели и знаем некоторых людей, которые похоже нашли Центр глубокой жизни, где дается ответ на капризные призывы жизни, где Нет также как и Да говорится с полной уверенностью».

Снаружи капли дождя разбивались о стекло, а капли моих слез разбивались о плащ. Кресло, в котором я сидел, стало святым местом, алтарем. В тот момент я изменился. В тишине я попросил Бога дать мне способность говорить Да или Нет из того, что Келли называет «Божественным Центром». Пусть и вас коснется Господь через написанное Томасом Келли.

Ричард Фостер

Для дальнейшего изучения:

Devotional classics, Ed. by Richard J. Foster and James Brian Smith, p. 173-179

This entry was posted in Интересные публикации, Твердая пища and tagged , , . Bookmark the permalink.

16 Responses to Становясь святилищем в повседневной жизни. Томас Келли (Thomas Kelly)

  1. ВладимирNo Gravatar says:

    Из семьи квакеров… это ж понятно, чему человек научен.
    Гностицзм какой-то. Ни одной ссылки на Писание. все только на внутренние ощущения. а где гарантия что ощущения будут добрые, из доброго источника?
    Так и рождаются всякие «духовные» течения в христианстве, мы все их знаем.

  2. АндрейNo Gravatar says:

    Я согласен, что Писание имеет приоритет перед опытом, но если опыт Слову не противоречит, то это очень позитивно и более чем желательно…

  3. Владимир БрестNo Gravatar says:

    Общение с Господом есть таинство. Общение с Господом опубликованное уже не будет таинством. Равно и благие дела, о которых мы станем рассказывать, также померкнут, ибо они также должны быть тайными. Всяк поучающий претендует на звание учителя. Но Учитель у нас один. Также хочу поделиться и другим. Судить и осуждать можно и расхваливая.

  4. АндрейNo Gravatar says:

    Возможно, возможно…

  5. Это — прекрасное учение, одновременно сложное и простое, сложное — для ушедших далеко от Господа в своих умствованиях и делах, простое — для простых сердцем, открытых Богу. Однажды такая внутренняя жизнь становится насущной потребностью и постоянным соучастником нашей жизни. Многие обретают ее, пользуются ею, но даже не подозревают, что они — те счастливчики, которым она стала доступна благодаря их открытости Богу — это единственное условие ее обретения. Да благословит Господь всех рожденных свыше детей Своих наслаждаться им ежедневным общением с Ним, почитая это нормой христианской жизни, доступной абсолютно всем! Аллилуйя! И несомненно, эта статья в таком замечательном переводе пастора А.Блинкова достойна обрести 2-ю жизнь (после опубликования здесь) в межконфессиональном журнале «Возрождение» ( ogni.sitecity.ru)

  6. Син РоманNo Gravatar says:

    Андрей Евгеньевич, здравствуйте! Спасибо, что Вам интересна моё мнение относительно данной статьи. У меня на этот счёт есть и объективное и сугубо субъективное мнение.
    Естественно, то, что касается духовных переживаний, не может не коснуться душевной сферы и тут я с автором вполне согласен. Мы люди духовные, но! Как сказал Апостол Павел: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1-е Коринфянам 15:46).
    У каждого христианина свой личный духовный опыт, свои личные духовные переживания. То, что приемлемо одному, недоступно для другого, отсюда споры, догмы различных христианских традиций. Скажу больше, в каждом христианском движении, есть свои стереотипы относительно «духовного просветления». Свои техники и правила их достижения.
    По себе скажу, моменты когда моё «святилище души» наполняет Бог, это священный момент! Я благоговею пред Ним! Разный спектр чувств, разное состояние души! В эти моменты, я стараюсь напрячь и задействовать все свои духовные носители! Слух, зрение, обоняние и осязание! Это несравнимо ни с чем. Сокрушение, глубочайший мир, великое дерзновение, утешение, радость, огонь, покаяние, откровение, сила, знание, уверенность и наконец пылкое благодарение! Огромный спектр чувств, желаний, а главное готовность сделать ради Него всё. Скажу Вам по секрету: «Он порой меня посещает, а бывает накрывает!» А, бывает время, когда я истомлён и истощён ожиданиями, а Он не приходит. Тогда, мне не помогает ни какая техника, я просто жду. Раньше унывал, а теперь ещё больше ценю Его близость и как могу стараюсь как можно лучше ожидать.
    На мой протестантский взгляд, единственное мерило о ценности и истинности учения о духовном переживании, это Священное Писание во-первых, во-вторых личный личный опыт переживания Духа Святого и как я уже писал выше, повторюсь, что у каждого он свой.
    То, что я прочитал в статье, простите меня, абсолютно не всколыхнуло мой дух. Напротив, некоторые «практические советы», вызывали в моём духе ощущения какого то механического тренинга и выдавливания крови из пальца, хотя это всего лишь моё субъективное мнение.
    Одно могу сказать точно, я обожаю время посещения Святого Духа! Это благоухание когда Он где-то рядом, эти едва слышные шаги, это густое облако
    Его присутсвия, эти Отцовские объятия! Это невозможно перепутать ни с чем.
    Если труд, который оставил после себя Том Келли будет полезен для Тела Христова, то, слава Господу!
    Андрей Евгеньевич, как Ваши дела? Над чем Вы трудитесь сейчас? Вы большой труженик, не чета многим христианским лентяям и этим Вы для меня большой пример!

  7. АндрейNo Gravatar says:

    Роман! Спасибо за подробный отзыв. Что касается меня — ты меня весьма переоцениваешь. Лень — это большая плотская проблема для меня. Молись за меня, брат!

  8. Юрий Юрьевич ТатарчукNo Gravatar says:

    в православии это так называемая Иисусова молитва, в основу которой положена молитва мытаря: полностью: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного», а как её применяют на практике: » Господи помилуй, Господи помилуй. . . . . .», её православие называет «Умной молитвой», потому что молясь в уме постоянно этой молитвой в посте, они приходят в присутствие Иисуса и получают откровения: «Слаще мёда и капель сота». Эта практика пошла уже со 2-го века от отцов церкви, Дух Святой возвращает нам Своё наследие: » Ищущим воздает».

  9. СветлаяNo Gravatar says:

    Владимир, в библии описывается как сам Иисус общается с учениками… в то время когда Иисус был с ними, то это было с учениками и мало кто знал( может кто-то и знал, мать Иисуса и другие), о чём они беседуют с Иисусом… Но потом они написали евангелие и засвитетельсьвовали о том как они общались С Иисусом….

  10. АндрейNo Gravatar says:

    Юра! Я согласен, что есть что-то общее между Иисусовой молитвой и тем, о чем пишет Келли. Здесь можно почитать об Иисусовой молитве: http://www.renewlife.ru/?p=939 Но на мой взгляд у Келли описание луховного опыта и подробнее и глубже. Будем жаждать и искать Господа!

  11. ДимаNo Gravatar says:

    Нет ничего нового..Отцы-пустынныки,католические мистики,квакеры.Это лишь подтверждает,что в Нём нет тени перемен и методы общения схожи.

  12. АндрейNo Gravatar says:

    Да, согласен, нет ничего нового…

  13. ElenaNo Gravatar says:

    Я согласна с автором — верим, радуемся, делимся, а потом «затухаем» и воспринимаем как должное наш Божий свет внутри..Молитвы становятся короче и автоматичнее, хотя знаем что должны возрастать в вере и «непрерывно находиться в состоянии Поклонения»!
    Спасибо за напоминание, Андрей!!

  14. сашаNo Gravatar says:

    Шалом пастор Андрей! наконец-то я нашел время что-бы прочитать и поделиться своим мнением, простите что так долго. Прежде всего хотел бы сказать, что на мой взгляд, автор делится с нами не пустой теорией, а своим реальным переживанием — это очень ценно, но так-же и очень сложно… Я думаю что нет ничего более сложного чем делиться своим опытом отношений и переживаний… Оттого наверное и выглядит все сухо и механически на первый взгляд… Но думаю, что тот кто имел(или имеет) переживания с Господом узнал себя и свои переживания в Господе. Вообще я субьективен в этом вопросе, в том плане что я очень люблю пуритан и их труды, поэтому прочитав ваше вступление я уже почти был согласен с автором :-)…

  15. Максим АммосовNo Gravatar says:

    Спасибо, Андрей, что предложили мне прочитать эти строки. Сожалею, что я не прочитал из сразу. Мне очень понятны и близки эти мысли. Думаю, что Келли удалось изложить на понятном и простом языке то, что практикуется многими искренними верующими, то, чего так не хватает многим ищущим людям. Да это, безусловно, не ново (как пишут прочитавшие), но так же безусловно достойно всяческого внимания, и уж точно опубликования. Еще раз спасибо.

  16. АндрейNo Gravatar says:

    Спасибо, Максим и Саша! Спасибо что ищите духовных знаний. Кто ищет тот найдет! Пусть жажда не угаснет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>