Надо ли буквально толковать шестую заповедь?

Сегодня не только в христианских, но и в светских гуманистических кругах все более модной становится мысль о неприемлимости убийства человека ни при каких обстоятельствах. См. например http://www.renewlife.ru/?p=2709

Шестая заповедь очень лаконична: «не убий». Но как насчет убийства при самозащите в случае нападения бандитов? Как насчет оборонительной войны, которой была, например, Великая Отечественная?

Что говорит Библия по этому поводу? Ветхий Завет, где и содержится шестая заповедь, полна примеров войн и казней, совершавшихся по прямому указанию Бога, поэтому шестую заповедь часто толкуют как «не убивай своего», то есть не убивай из личных корыстных мотивов. Впрочем, Новый Завет не только не содержит примеров убийств по воле Божьей (исключая, конечно, смерть Спасителя), но ужесточает шестую заповедь: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф.5:21,22).

Здесь безусловно ужесточается заповедь ВЗ, но строго говоря и не отменяется например высшая мера наказания по суду или на войне. Дело в том, что Спаситель говорит здесь о внутренних причинах так сказать бытовых убийств, которые и запрещала шестая заповедь. Ведь обычно такие преступления происходят в приступе гнева, которому всегда предшествуют словесные оскорбления. Словом «рака» обозначалось презрение, неуважение, оплевание, производимое в состоянии гнева. Выражение гнева человека подлежит человеческому суду. Слово же «безумный» соответствует евр. «навал» и является  выражением гнева на брата за его религиозные мнения, который, само собою разумеется, уже не подлежит светскому суду. Таким образом, надо особенно бояться гневаться на людей за то, что они верят не так, как верю я. Христос говорит о том, что шестая заповедь прежде всего обращена против гнева человеческого. Впрочем Он делает одну оговорку – если гневается напрасно, ведь и Сам Господь гневался на грех сребролюбия в храме Божьем…

Надо вспомнить еще один новозаветный текст, принадлежащий перу апостола Павла, который говорит: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Мечом же в те времена делали только одно – убивали…

Итак, запрещены ли Христом убийства, например, на войне или при защите себя и своей семьи от нападения бандитов? Запрещена ли в НЗ высшая мера наказания? Ответ отрицательный, что и понятно еще и потому, что в духовном смысле состояние подавляющего большинства человечества к сожалению не изменилось с приходом Спасителя. В определенном смысле для невозрожденных людей все еще действуют законы Ветхого Завета, где установлена смертная казнь за многие преступления и где оправданы оборонительные войны. И только когда появятся новая земля и новое небо, для славных жителей Царства Божьего не будет уже не только убийства, но и самого гнева, о котором по сути и говорит нам шестая заповедь.

About Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
This entry was posted in Статьи, Твердая пища and tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>