Как молиться за умерших?

 

 

Все люди в свое время уходят “в путь всей земли”, поэтому вопрос о молитвах за умерших весьма актуален, особенно в связи с практикуемом в православии отпеванием умерших. В народе даже бытует мнение, что отпевание – это «пропуск в рай» – якобы через него умершему прощаются грехи и он направляется на небо к Богу. 

Очень опасное заблуждение, поскольку дает людям ложную надежду, что якобы можно без покаяния, возрождения и жизни веры через молитву и отпевание попасть в вечную жизнь. Нет, Спаситель сказал: “истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5). Без личного покаяния (под рождением от воды следует понимать именно покаяние, которое удостоверял Иоанн Креститель) и возрождения духа нет пути на Небо…

Теперь давайте посмотрим некоторые тексты из Священного Писания, говорящие о загробной жизни. Таких текстов очень немного, но все же они есть. Следует отметить важный факт – нигде ни в Ветхом, ни в Новом Заветах нет ни одной молитвы за умерших. Нет даже намека на что-то подобное. Везде где говорится о молитве, речь идет о только о молитве за живых. В истории первых веков христианской церкви молитв за умерших тоже не было. Появилась эта идея намного позднее и уж точно не на основании Библии.

Теперь вспомним историю о богаче и Лазаре. Именно историю, поскольку Лазарь (само имя происходит от «Елеазар»: Бог помощь) – это не вымышленный, а вполне реальный человек, как и богач, чья вина заключалась в том, что он в плотских удовольствиях прожигал данные ему Богом благословения и не радел ни о собственном спасении, ни об окружающих людях:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:19-31).

Рай и ад – это временные места пребывания душ, поскольку все изменится со Вторым Пришествием Христа, когда Господь будет судить и живых и мертвых. До тех же пор Он говорит, что между раем и адом «утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Таким образом, вера в то, что посредством каких-либо дел – будь то молитвы или милостыни – можно изменить судьбу отошедших в вечность душ, является заблуждением, хотя этому учат даже некоторые священники. Так архимандрит Августин (Пиданов) пишет: «Ради  грешной души близкого человека (имеется ввиду душа отошедшая в вечность) мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом». Иисус же сказал, что если примирения не произошло на земле, то во всяком случае до последнего Суда, души умерших грешников не могут перейти в рай…

Что же касается вечной судьбы отходящих в вечность христиан, то ее Библия называет блаженством: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13). Нет даже намека на что-то подобное чистилищу, как месту «подготовки души к раю». Вспомним и о самом первом спасенном человеке в Новом Завете, которому Сам Господь сказал: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). Даже душа разбойника, уверовавшего в Господа, в тот же день оказалась на Небесах. Во время отпевания священник несколько раз поет[1] такие слова: «Со святыми упокой, Господь, душу раба Твоего». С такой молитвой за умершего в Господе возрожденного человека можно всецело согласиться. Другое дело, как молиться, если мы хороним человека неверующего или верующего номинально?

Уже упоминавшийся архимандрит Августин пишет: «во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей». О каких же душах пишет архимандрит? Если о душах умирающих в Господе, то это явно противоречит Божьему Слову, которое утверждает, что души верующих ангелами относятся на Небеса, как это было, например, с Лазарем. Если же о душах людей невозрожденных, то спасти их нашими усилиями уже невозможно, поскольку каждая душа «за себя даст отчет Богу» (Рим.14:12). «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). На основании чего принимается решение на этом суде? На основании ходатайственных молитв? Нет – на основании сделанных в земной жизни дел: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет.1:17), «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:13).

Единственное, о чем можно молиться в таком случае – это о милости Божьей. Хотя и здесь мы прежде всего молимся о собственном утешении, поскольку понимаем, что наша молитва не способна изменить судьбу ушедшей души.

В заключение процитирую митрополита Антония Сурожского, который очень хорошо сказал о похоронах верующего человека:

“Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой.”

 

 

 

 


[1] Само слово отпевание связано с тем, что большая часть молитв поется.

Об авторе Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
Запись опубликована в рубрике Твердая пища с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *