Греческие слова, говорящие об исцелении по вере

Меня весьма интересует тема исцеления по молитве. Сегодня получил письмо пастора Рика Реннера, где он интересно говорит о разнице двух греческих слов, говорящих об исцелении больных – “терапео” (отсюда происходит современное слово “терапевт”)  и “иаомай”:

“давайте обратимся к Евангелиям, в которых упоминаются пять основных категорий болезней и недугов, с которыми доводилось иметь дело Иисусу во дни Его земного служения (причем Иисус также был помазан для этого Святым Духом!). В 90% всех стихов, где встречается слово «исцеление» во всех его формах на нашем родном языке, в греческом оригинале используется слово therapao. Так, например, если в Матфея 8:7 записаны слова Иисуса: «Приду и исцелю его», фактически Иисус говорит: «Приду и произведу лечение».

А как Иисус исцелял? Разумеется, при содействии Святого Духа. Но в большинстве случаев Господь исцелял определенные виды заболеваний и недугов одинаковым способом. В каком-то смысле, Божий Cын прибегал к «науке» или процедуре исцеления. Это одно из объяснений того, почему Иисус отправлял Своих учеников исцелять больных по двое. Он учил подопечных Своим методам. И затем, после Дня Пятидесятницы, ученики Иисуса оказались способными принять преемственность Иисусова служения исцеления, ведь Господь как следует обучил Своих последователей therapy, т.е. исцелять!

Помимо вышеупомянутого значения, в греческом слове therapao есть указание на соответствующие меры. Имеется в виду то, что Иисус не просто прикасался к больным, наделял их силой и оставлял их. Он требовал и от них определенных действий, отклика. Например, мужчине с высохшей рукой Иисус повелел вытянуть ее перед собой (см. Матфея 12:13). Другому мужчине, который лежал парализованным, Господь сказал подняться, взять свою циновку и идти (см. Матфея 9:6). Иными словами, обоим мужчинам нужно было что-то предпринять для восприятия силы, которая перешла к ним от Иисуса.

Подобный же принцип упоминается и в 3-й главе Книги Деяний, где ученики Иисуса, продолжая Его служение исцеления, применяли те же методы:

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».

Деяний 3:1-8

Итак, Петр и Иоанн направляются в час молитвы к храму, когда на пути им попадается мужчина, сидящий у входа в храм и просящий милостыни. Устремив взор на этого мужчину, Петр заявил: «У меня нет ни серебра, ни золота, но то, что у меня есть, тебе и даю. Во имя Иисуса Христа из Назарета, встань и ходи!» (ст. 6).

Далее, в ст. 7, написано: « И, взяв его за правую руку [Петр], поднял его. И вдруг укрепились его ступни и колени…» Если исследовать этот случай внимательнее, то станет очевидным, что Петр взял мужчину за руку не аккуратно и нежно, а, схватив по-мужски. Апостол, ухватившись за правую руку хромого, можно сказать, «выдернул» его из сидячего положения! И сразу же, как только это произошло (как говорится в Библии), стопы, лодыжки и колени мужчины укрепились. Однако, в греческом языке это описывается как процесс, а не единократное действие укрепления конечностей. Но, так или иначе, нижние конечности уже бывшего хромого стали крепкими и сильными в результате определенного действия с его стороны. В тот момент, когда Петр потянул его за руку, мужчина стоять самостоятельно не мог. Но с каждым шагом его ноги становились все крепче, а шаги – увереннее.

Уверен, вы наблюдали такую же картину на служении исцеления, когда после молитвы евангелиста или проповедника те, кто до этого ходить не мог, должны были подняться на ноги. Встав, такие люди еле-еле удерживались на ногах, не говоря уже о способности ходить. И смотря со стороны, если внимание уделять только «результату», наблюдатель мог бы заключить, что исцеления так и не произошло. Однако стоило тому, за кого помолились сделать первый, а затем второй и третий шаги, его ноги становились все сильнее и крепче, что свидетельствовало об исцелении.

Именно это и произошло в тот день, о чем написано в прочитанном выше отрывке из Книги Деяний. Апостолы therapy (близкое по значению с «лечить») больного! Из апостолов вышла исцеляющая сила, а затем они помогли мужчине откликнуться на эту силу, чтобы она произвела в его организме то, ради чего излилась.

Итак, если в служении Иисуса в 90% случаев исцеления имело место действие, описанное словом therapao, то, когда вы молитесь о чьем-то исцелении, но после молитвы, как говорится, просто отпускаете человека, вероятнее всего, процесс исцеления так и останется незавершенным. Вам потребуется призвать того, о ком вы молились, что-то предпринять. Например, если у человека не функционировало плечо, и он не мог поднять руку, вам придется попросить его поднять эту руку. Если у человека болела спина, и он не мог наклоняться ни вперед, ни назад, потребуется, чтобы он согнулся и разогнулся в поясе. Видите, как важно после молитвы за исцеление призвать людей, над которыми эта молитва совершалась, выполнить определенные действия, которые сопутствовали бы исцеляющей силе. Вот как исцелял Иисус. Значит, и мы, так же, призваны исцелять больных.

В ряде других примеров исцеления, записанных в Евангелиях, используется слово iaomai, что переводится как «врачевать». Итак, в Евангелиях нам встречается слово therapao, которое передает смысл исцеления, проявляющегося в результате сопутствующих действий, а также слово iaomai, указывающее на присутствие врача и процесс врачевания. Например, именно слово iaomai стоит в Книге Деяний 10:38, где говорится об исцелениях в служении Иисуса: «Как Бог помазал Иисуса из Назарета Святым Духом и силой, и Он ходил, творя добро и исцеляя всех, удручаемых дьяволом, ибо Бог был с Ним».

Производное от этого слова встречается и в 1-м Коринфянам 12:9, где апостол Павел пишет о дарах исцелений. Однако сразу же после слова «исцеления» у апостола упоминается дар чудотворений. Слово «чудеса» в данном контексте точнее переводится как «проявления силы». Под выражением «дары чудотворений» или «дары проявления силы» описывается воздействие сверхъестественной силы, в результате которого мгновенно меняются естественные природные процессы. Иными словами, в результате действия дара чудотворений происходят мгновенные изменения.

Однако фраза «дары исцелений» в 1-м Коринфянам 12 – производное от iaomai. Как и в книге Деяний 10:38, iaomai указывает на присутствие некоего «доктора», «врачевателя», что дает нам понять следующее: помимо людей, получивших исцеление мгновенно, сразу после молитвы Иисуса, в Его практике были и те, кто исцелился лишь впоследствии, а не моментально. В случае с последними, Иисус вдыхал в них силу, которая приводила в действие «механизм исцеления», или «излечения».

Нечто подобное происходит с человеком, когда тот обращается за помощью к врачу. Обращаясь к специалисту, человек не ожидает, что тот исцелит его прямо на месте, но всегда присутствует ожидание того, что будет поставлен точный диагноз и выписан рецепт на получение нужных препаратов или направление на процедуры, благодаря которым состояние пациента будет улучшаться.

Таким образом, слово iaomai подчеркивает, что некоторые дары исцелений проявляются не моментально. Да и в книге Деяний 10:38 словом iaomai подчеркивается, что Иисус «врачевал» людей, наделяя их организм силой, которая останавливала болезнетворные процессы в организме и запускала механизм исцеления, или излечения.

Не знаю как вас, Андрей, но меня это поистине вдохновляет. Зачастую, не получив в молитве ежеминутных результатов, мы расстраиваемся. Но под дарами исцелений не предполагается моментальное проявление. Отнюдь, речь идет о процессе.

Также весьма примечателен следующий факт. В книге Деяний упоминается, что дары чудотворений, или дар мгновенно проявляющей Божьей силы, который упоминается в 1-м Коринфянам 12:10, проявлялись преимущественно в действии даров «пятигранного» служения. Но в Ев. от Марка 16:18 Иисус сказал, что верующие, т.е. Церковь в ее общем представительстве, будут возлагать руки на больных и те будут исцеляться. О чем идет речь? Все верующие получили от Бога полномочия и помазание служить людям «врачующей» силой. Так что если вы не имеете опыта в служении и проявлении мгновенных чудес и исцелений, вы в любом случае уполномочены и помазаны несли людям силу, которая будет их «врачевать».

Что же касается слов therapao и iaomai, в Евангелиях встречаются пять слов, которыми евангелисты называли болезни и недуги. И именно от этих болезней и недугов Иисус исцелял или врачевал людей в Своем земном служении. Примечательно и то, что даже сегодня все болезни можно отнести к этим пяти категориям. Причем речь идет не только о физических заболеваниях, но и духовных немощах, в избавлении от которых мы полагаемся на помощь и содействие Святого Духа.

Итак, первое из пяти слов, или категорий, – это nosos, слово в греческом языке, которым описывались не просто неизлечимые, а смертельные заболевания, для лечения которых просто не существовало никаких естественных средств. Именно это слово встречается в Ев. от Иоанна 5:4, где говорится о «болезнях». Исторические исследования слова nosos показывают, что, согласно древнегреческой легенде, когда-то из поднебесной вырвался демон, который и принялся поражать людей раковыми фурункулами. Это беса называли «Nosos» (уже одно это, помогает нам понять происхождение некоторых опасных болезней; значит, болезнь происходит не от Бога!).

Выходит, что без Иисуса Христа никто из людей просто не мог найти способ лечения подобных смертельных заболеваний, или nosos. А Иисус исцелял людей, пораженных этими заболеваниями, во время Своего земного служения и по-прежнему продолжает исцелять! Какие смертельные заболевания nosos существуют сегодня? Некоторые виды рака, СПИД и др. Кто-то считает СПИД современной «чумой» или «язвой», но в следующий раз мы разберем происхождение и значение слова «язва».

Второе слово, объемлющее виды заболеваний, от которых исцелял Иисус, – malakian. Данное понятие сильно отличается от nosos. Последним описываются смертельные заболевания, от которых просто не существует естественных или изобретенных лекарств или методов лечения. Слово же malakian характеризует заболевания, в результате которых человек оказывается калекой, инвалидом. Больной продолжает жить, однако его жизнеспособность, дееспособность, а также функциональность в социуме оказываются серьезно ограниченными. Качество жизни такого человека резко снижается.

Слово malakian относилось к заболеваниям, что поражали центральную нервную систему, мышечную ткань или опорно-двигательный аппарат человека. Еще раз, с заболеванием malakian можно жить, но в таком состоянии человек недееспособен. (Инвалид не может, например, самостоятельно вставать, стоять и передвигаться.)

В служении Иисуса Христа исцеление людей, пораженных подобными заболеваниями, было, можно сказать, обычным делом. Он и по-прежнему исцеляет от этих болезней. Слава Ему вовеки! За недостатком времени и места я не смогу перечислить всех людей, которые получили исцеление от болезней malakian за годы нашего с Дэнис служения. Однако все же два особых примера приведу.

Около 20 лет назад мы с Дэнис проводили служение (в течение нескольких вечеров подряд), которое посетила женщина, прикованная к инвалидному креслу. Один лишь внешний вид этой женщины вызывал чувство глубочайшего сострадания. Во время проповеди она настолько сильно скрежетала зубами, что нам пришлось добавить громкости микрофону, дабы звук скрежетания зубов не отвлекал других слушателей.

В первый же вечер Дэнис обратилась ко мне с такими словами: «Я хочу помолиться за эту женщину. Верю, она получил исцеление!». На это я ответил: «Слава Господу!». Темой этих служений было как раз исцеление больных, так что, разумеется, после подобных проповедей самое время молиться о проявлении чудесных даров, о которых идет речь.

Дэнис попросила мужчину, сопровождавшего скрюченную болезнью женщину, подкатить ее кресло к сцене. Сама женщина настолько «иссохла», что не могла даже подняться в кресле. Ее вид был, как говорят в таких случаях, «кожа да кости». И вот, Дэнис объявляет всему залу: «Бог исцелит эту женщину!». Затем, обратившись уже к самой женщине, Дэнис произнесла: «Сегодня вы встанете с этого кресла и пойдете своими ногами».

Дэнис помолилась и затем встала с одной стороны от кресла-каталки – для того, чтобы поднять женщину за одну руку. Помощница Дэнис встала с другой стороны кресла и взяла женщину за вторую руку. Затем Дэнис и ее помощница подняли скрюченную женщину за руки и попытались поставить ее на ноги. Бедняжка была настолько слаба, что стоять на собственных ногах она попросту не могла. Далее, сестры-служительницы попытались пройтись по сцене вместе с этой женщиной, по-прежнему крепко держа ее под руки. Но фактически они волокли ее по полу. Уже скоро служительницы устали и невольно опускали женщину все ниже и ниже к полу. Ее лицо оказалось буквально в нескольких сантиметрах от пола. Дэнис продолжала нести (т.е. тащить) женщину.

В моей голове промелькнула мысль: «Моя жена у всех на глазах вытащила беднягу из инвалидного кресла и бросила ее на пол!». В то же самое время Дэнис прокричала в зал: «Пусть вас не шокирует увиденное! Эта женщина непременно будет исцелена!», и продолжила нести женщину дальше, провозглашая все время: «Во имя Иисуса, ходи!».

Честно признаюсь, меня увиденное действительно потрясло. Эта женщина не то что ходить, она даже ползти не могла! Из-за чудовищной худобы одежда этой женщины и без того болталась на ее хрупком туловище, но т.к. Дэнис и ее помощница тащили женщина по полу, с нее начали сползать брюки. Быстро подбежала еще одна помощница, которая подтянула женщине брюки…

Что все это время делала Дэнис? Она была убеждена, что после ее молитвы на женщину излилась целительная Божья сила, так что теперь настала пора произвести therapy, т.е. помочь женщине выполнить действия, благодаря которым ее организм примет силу и пробудится.

Что ж, на том Дэнис и ее помощница вернулись вместе с женщиной к ее креслу и усадили ее в него. Дэнис попросила мужа больной вновь привезти ее на следующей день. «Мы попробуем еще раз», – сказала Дэнис. К моему удивлению, следующим вечером женщина в сопровождении супруга вновь сидела в зале! Дэнис в точности проделала все то же, что она делала на сцене предыдущим вечером, приговаривая: «Во имя Иисуса, ходи!».

Правда, во второй вечер народу в зале было уже гораздо больше: видимо, всем хотелось увидеть, что же будет с этой женщиной, в конце концов. В третий вечер Дэнис провозгласила: «Сегодня! Именно сегодня!». После этих слов она вместе с помощницей уже в третий раз вытащила женщину из кресла.

На том собрании Дэнис понадобилось больше помощников, так что уже две женщины-служительницы держали больную под руки, а сзади них стоял брат-служитель. Далее Дэнис и ее одна женщина ухватились за ноги ослабевшей женщины и принялись передвигать ими, словно кукловод двигает ногами куклы. И тут Дэнис выкрикивает: «Идет! Она идет!».

Я подумал: «Нет же, Дэнис, она не идет – по крайней мере, не своими силами». Не успел я подумать, как внезапно Дэнис и помогавшая ей служительница отпустили ноги той женщины, а через несколько секунд и руки – и, к моему великому изумлению, женщина, выглядевшая столь ослабевшей и иссохшей, просто продолжила свой шаг! Сама, без поддержки! Опуская все детали, эта женщина весь вечер ходила по залу совершенно самостоятельно. Она определенно была исцелена! Ей уже не нужно было кресло-каталка!

Как я заметил ранее, это лишь один из многочисленных примеров исцеления людей, страдавших болезнями malakian – сегодня уже бывшие инвалиды, калеки, недееспособные! Слава Иисусу за исцеление!

Второй яркий случай исцеления произошел в западной части Украины. В конце служения ко мне подошел 85-летний мужчина. Он задал мне странный вопрос: «Брат Рик, Вы меня видите?». «Разумеется да», – ответил ему я. И тогда он принялся вытанцовывать, двигаясь вперед и назад вдоль сцены. Остановившись, он задал мне тот же вопрос: «Так Вы меня видите?». – «Да-да, я Вас прекрасно вижу». Мужчина вновь пустился в пляс. Его было не унять! Затем, уже в третий раз, он спросил: «Вы меня точно видите?»… и вновь затанцевал.

В конце концов, я спросил его: «Брат, а что Вы, собственного говоря, делаете?». В ответ я услышал: «Именно то, что Вы и сказали мне делать! Три года назад я был парализован и ходить не мог. Как-то раз лежал я дома в постели перед телевизором, и тут началась Ваша передача. Вы посмотрели с экрана прямо на меня и прямо мне сказали: «Ты, да-да, ты, лежащий в постели, – вставай и пляши!».

Когда он это произнес, мне вспомнился случай, когда, годами ранее, во время записи одного из моих уроков, Господь послал слово знания. На тот момент, когда слово прозвучало, и мне, и моим сотрудникам оно показалось весьма необычным. Однако Святой Дух, Который помогает нам во всех немощах, знал, что в один прекрасный день это слово прозвучит с экрана телевизора в доме старика, лежащего парализованным в постели.

Тот 85-летний мужчина засвидетельствовал: «Брат Рик, когда Вы сказали мне эти слова – тогда из телевизора, – они прозвучали настолько властно, что мне пришлось подчиниться. Я тут же выпалил: «Есть!» и руками буквально сбросил ноги с постели. Затем вытолкнул самого себя на пол и сразу же почувствовал, что ногам вернулась чувствительность. Я снова их чувствовал! И так, медленно, осторожно, мал помалу, я начал пританцовывать… Вот, с тех пор и танцую!». И после этих слов добрый старик вновь принялся плясать. И он тоже был исцелен от болезни malakian! Вот так действует Божья целительная сила!”

 

Запись опубликована в рубрике Интересные публикации с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *