В большой энциклопедии Кирилла и Мефодия читаем такое определение исповеди: «в христианстве таинство: раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа».
Библейское основание
Уже во времена Ветхого Завета, Господь обещал совершить очищение Своего народа: «И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» (Ис. 1:25) и еще: «и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:3).
В этих обещаниях единственная наша надежда, потому что самому очистить свое сердце человеку не под силу. Конечно, без желания и усилий самого человека очищение также невозможно. Исповедание как раз и является одним из тех инструментов, используя которые Господь совершает наше очищение. Золото выплавляли в особых печах, где температура превышала 1063°C. Образ высокотемпературной плавки в Писании не случаен, потому что в процессе нашего очищения Господь допускает очень серьезные испытания, искушения огненные. Чем сильнее огонь, тем чище золото. Чем сильнее испытания, тем явственнее мы видим свои грехи и тем ближе к нам благодать Божья, способная изменять наши сердца: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26).
Не следует бояться испытаний, ведь они – путь к очищению и возвышению. Слава Богу, что Он знает наши немощи и допускает не более того, что в наших силах перенести и при этом всегда подкрепляет нас Своей благодатью (см. 1Кор. 10:13).
Августин сказал, что исповедание злых дел есть начало дел добрых. Через исповедание и крещение мы приходим к живому Богу. Затем через таинство крещения верой освобождаемся от рабства греха для праведно жизни. Однако, к нашему сожалению, это не означает, что христианин уже никогда не будет грешить. Греховная природа человека с ее корнями эгоизма, гордости и похоти все еще дает о себе знать, поэтому апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что мы не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8 и 10). Апостол Иаков добавляет: «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3:2а).
Продолжение в книге “Семь Таинств Церкви”