Иоанн Златоуст. Выдержки из «Беседы на послание к Римлянам»

iОБ АВТОРЕ:

Родившись в семье богатого римского генерала, Иоанну (345-407) суждено было стать одним из самых великих проповедников ранней Церкви. Позднее он станет известен как Златоуст. В возрасте двадцати лет учился риторике в Антиохии. Его первоначальное намерение было использовать свои навыки в юридической практике, но позже он отверг юриспруденцию из-за ее светского характера.

Он заинтересовался изучением Писания и в 368 году был крещен. Вскоре после этого он начал жить в уединении вместе со старым сирийским монахом в горной пещере близ Антиохии в течение четырех лет. Крайний аскетизм привел к проблемам со здоровьем, и он был вынужден вернуться в Антиохию и умерить строгость дисциплины. В 386 году Иоанн был рукоположен в священники, а двенадцать лет спустя был назван патриархом Константинополя.

В дальнейшем Златоуста многие не любили за его согласие с богословием Оригена, а также за критику апатии современного ему духовенства. Его откровенность и строгие правила личной жизни быстро сделали Иоанна врагом для обмирщенного клира и плотского императорского двора. Императрицей Евдокией он был сослан в Армению. Во время своего изгнания он продолжал писать сильные и влиятельные письма своим друзьям и был известен своей способностью переносить лишения во имя Божье. Златоуст умер на пути в более отдаленную ссылку в 407 г.

Как и Августину впоследствии, Златоусту также помогли навыки риторики стать одним из самых прекрасных проповедников в истории Церкви. По этой причине здесь мы почитаем выдержки из одной его проповеди.

1. Крещенные в Его смерть

Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть” (ст. 3,4). Что значит быть крещенным в Его смерть? Это имеет отношение к нашей смерти и Его смерти, потому что крещение есть крест. Чем для Христа был крест, тем для нас стало крещение. Христос умер во плоти, а мы умерли для греха. И то и другое смерть и обе они реальны. В чем же тогда наша часть, какое содействие необходимо с нашей стороны? Апостол продолжает: “Дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (ст. 4). Здесь (апостол) говорит и о воскресении. Ты, спрашивает апостол, уверовал в то, что Христос умер и воскрес? Потому верь и собственному воскресению, так как и в этом ты уподобляешься Христу. Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в воскресении и жизни. Когда ты освобожден от большего, т. е., от греха, тебе не должно сомневаться в меньшем, т. е., в уничтожении смерти.

Апостол требует от нас новой жизни, заключающейся в перемене нравов настоящей нашей жизни. Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего воскресения. В каком же смысле это есть воскресение? В таком, что грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская.

 

2.  Ветхий век греха

Но мне остается плакать и тяжко воздыхать, когда представлю, с одной стороны, как многого требует от нас Павел, а с другой, как мало изменились мы после крещения, возвращаясь к прежней ветхости, поворачивая в Египет и вспоминая после манны об египетском чесноке. Через десять или двадцать дней по принятии крещения мы уже меняемся и снова беремся за прежние дела. Павел требует от нас доброго поведения не на несколько дней, а на всю жизнь нашу. Мы же даже после юности благодати, возвращаемся к ветхому веку греха. Любовь к деньгам, служение гнусным страстям и всякий вообще грех делают нас старыми в душе и теле. Тело изнемогает, портится и ослабевает душа от множества грехов. Она впадает в крайнюю болтливость, говорит невнятно, как старики или безумные, страдает притуплением внешних чувств.

Таковы души грешников. Но не таковы души праведников – они юные и бодрые, пребывают всегда в полном расцвете сил и всегда готовы ко всякой борьбе и брани. Души же грешников, когда подвергаются и слабому нападению, обычно падают и погибают. Это выразил пророк, сказав, что “они – как прах, возметаемый ветром” (Пс. 1:4). Они не видят хорошо, не слышат правильно, говорят нераздельно, постоянно заикаются, рот их всегда полон слюны, и хорошо бы – только слюны, это было бы не так отвратительно, но они испускают речи зловоннее всякой грязи.

 

3.  Вдруг стал молодым

Таков был тот юноша, который, расточив все свое имущество, дошел до последней порочности, став хуже всякого помешанного в уме. Но как только он пожелал, вдруг стал молодым от одного лишь решения. Как только он сказал: «возвращусь к отцу моему» (Лк. 15:18), одно это слово, или правильнее сказать, не только слово, но и дело, последовавшее за словами, принесли ему все благословения. Он не сказал: пойду и – остался, но сказал: пойду и – пошел и совершил весь путь свой. Станем так поступать и мы и не побоимся продолжительности пути. Мы обнаружим, что если только пожелаем, наше возвращение будет простым и весьма скорым. Оставим только чужую и неродную нам страну греха, которая далека от дома Отца. Отец любвеобилен и не меньше, а еще больше полюбит нас кающихся, так как и блудного сына отец удостоил тогда большой чести и сам, нашедши сына, обрадовался.

 

4.  Дальше будет проще

Но как мне возвратиться? – говоришь ты. Остановись в порочной жизни и не иди далее, и – ты уже пришел домой. Если больному не становится хуже, то это уже есть начало улучшения, тоже бывает и в отношении ко злу: не иди далее, и порочные дела твои закончатся.

Если ты будешь так поступать в продолжение двух дней, то на третий тебе будет легче воздержаться, а к трем дням ты потом приложишь десять, после – двадцать, потом – сто, потом – и целую жизнь. Чем далее станешь продвигаться вперед, тем легче будет казаться твой путь; наконец, достигнешь самой вершины и тогда сразу насладишься многими благами.

Ведь и тогда, когда, возвратился блудный сын, появились свирели, гусли, танцы и празднества. Отец его, который мог бы потребовать у сына отчета в безмерной расточительности, не сделал ничего подобного, но встретил его, как заслужившего похвалу, не сказал ему ни одного укоризненного слова, даже не показал вида, что вспомнил о прежней его жизни, но обнял его, поцеловал, заколол теленка, дал одежду и украсил его.

 

5.  Божье сильное желание

Давайте и мы, имея такие примеры, сделаемся смелыми, и не будем отчаиваться. Ведь Бог не столько радуется, когда Его называют Владыкою, сколько тогда, когда Его называют Отцом, не столько тогда, когда Он приобретает раба, сколько тогда, когда обретает сына, и Ему более угодно иметь сына, чем раба. Все, что Он ни делал, Он делал именно для этого, и не пощадил Единородного Своего, чтобы мы получили усыновление и любили Его не только как Владыку, но и как Отца.

Божье желание быть сильно любимым происходит от сильной любви. Потому и апостолам Христос говорил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Mф. 10:37). Поэтому, хотя к нам ближе всего душа наша, однако же, Бог ставит ее в отношении любви к Себе на втором месте, так как желает, чтобы мы любили Его всецело.

И мы, когда не сильно к кому-нибудь расположены, от того и не требуем сильной привязанности, даже если бы он был велик и знаменит. Когда же кого-нибудь любим горячо и искренно, то, хотя бы любимый человек был прост и незначителен, мы взаимную его любовь считаем для себя величайшею честью. По этой причине, а не из-за нашей ценности, Бог ценит нашу любовь. Ценит настолько сильно, что Христос так пострадал за нас.

 

6.  Чего же тогда бояться?

Итак, когда мы станем стремиться к величайшим венцам, то сможем понести и опасности за Него. Не будем бояться ни бедности, ни болезни, ни поругания, ни клеветы, ни самой смерти. Отнимают твое имущество? Если ты великодушно это перенесешь, получишь одинаковую награду с теми, которые роздали все нищим, как написано: “И расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее” (Евр. 10:34).

Кто-нибудь зло отозвался о тебе и гонит тебя? Ты сплел себе великий венок, если кротко перенес укоризну. Клеветник также доставит нам большую награду, так как сказано: “Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… когда будут поносить вас” (Мф. 5:12,11). А кто говорит о нас правду, опять приносит нам величайшую пользу, если только слова его переносим смиренно. Так, фарисей злословил мытаря и, хотя говорил правду, однако сделал из мытаря праведника. Потому и Павел сказал: “Если Бог за нас, кто против нас” (Рим. 8:31)?

Итак, если мы заботливы, то и от неприятного получаем пользу, а если беспечны, то и от полезного не делаемся лучшими. Скажи мне: принесло ли Иуде пользу пребывание со Христом? Полезен ли был иудеям закон? Адаму – рай? Евреям в пустыне – обетованная земля? Потому должно обратить внимание только на то единственно, как нам сделать наилучшее теми средствами, которыми мы располагаем.

 

7.  Змея притаилась у нашей постели

Если мы сделаем это, то и сам дьявол никогда не в состоянии будет одолеть нас, а принесет нам еще большую пользу, научив нас бодрствовать. Будем помнить, что имеем лукавого противника. И если бы мы узнали, что притаилась змея у нашей постели, то, конечно, приложили бы все старание к тому, чтобы убить ее, а когда дьявол спрятался в наших душах, то мы думаем, что с нами не происходит ничего худого, а между тем мы уже пали. Причина же этого та, что дьявола мы не видим телесными очами.

Нам следовало бы более бодрствовать и быть осторожными. Ведь от видимого врага и уберечься можно легко, а от невидимого мы не можем легко убежать, если не будем всегда вооружены. Знайте также, что дьявол не хочет сражаться открыто, чтобы тотчас самому не быть пораженным, но часто под видом дружбы впускает жестокий яд свой.

Так он поступил с женою Иова, внушив ей под личиною нежной любви предложить мужу свой злой совет; так и беседуя с Адамом он притворяется, что заботится и радеет о нем, и говорит: “В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши” (Быт. 3:5). Так Иеффаю, под видом благочестия, внушил умертвить дочь и принести беззаконную жертву.

Итак, будь на страже, оградись отовсюду духовным оружием, постарайся в точности узнать его замыслы, чтобы тебе не оказаться пленником, но разоблачить его. Так Павел, в точности зная все ухищрения дьявола, одолел его, о чем и сам говорит: “Нам не безызвестны его умыслы” (2Кор. 2:11). Подобным образом и мы постараемся узнать козни дьявола и избегать их, чтобы, одержав над ним победу, получить нетленные блага и в настоящей жизни и в будущем веке.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Следующие вопросы могут быть использованы для обсуждения в рамках небольшой группы, или использованы для молитвенного журнала размышлений.

 

  1. Вспомните свое крещение. Что оно значит для вас? В соответствии с проповедью Златоуста, что оно значит для Бога?
  2. Вы боролись с грехом после крещения? По мнению Златоуста, что является причиной, а что лекарством проблемы борьбы с грехом?
  3. Златоуст говорит о том, что тело и душа “стареют” из-за греха. Описывает ли эта метафора последствия греха в вашей жизни? Имея это ввиду, как вы стали “внезапно молодым”? Вы что-то почувствовали при этом?
  4. В приведенной проповеди, дьявола особенно трудно победить, потому что он избегает “открытого боя”, а предпочитает нас обманывать с помощью позитивных вещей (дружба, религия, процветание  и так далее). Каким образом он пытался обманывать вас? Как, по Златоусту, мы можем одержать победу?
  5.  Златоуст использует притчу о блудном сыне, чтобы проиллюстрировать, как мы уходим от Бога и как можем вернуться домой. Каким образом в прошлом вы отдалялись от Бога? Что побудило вас прийти домой?

 

Предлагаемые упражнения:

Данные упражнения можно делать как индивидуально, так и в группах.

  1. Поразмышляйте о библейском образе воскресения со Христом, который апостол Павел использует для описания нашей новой жизни во Христе. Размышляя, помните слова Златоуста: «Ты уверовал в то, что Христос умер и воскрес? Потому верь и собственному воскресению».
  2. Мы можем вернуться в дом Отца, пишет Златоуст, избегая грех и зло. Прекратите совершать определенные грехи на этой неделе, чтобы они более не «старили» вас. Помните, что воздерживаться в каждый следующий день будет все легче.
  3. Златоуст призывает нас: «должно обратить внимание только на то единственно, как нам сделать наилучшее теми средствами, которыми мы располагаем».  Сделайте это предметом ваших размышлений на этой неделе.
  4. Примите решение оставить страну греха и вернуться к Небесному Отцу. Сопровождайте радостью ваше возвращение домой. Ангелы радуются, когда мы приближаемся к Богу, так почему бы нам не присоединиться к их хору?

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Для меня всегда был непростым для понимания текст из послания ап. Павла к Римлянам: «почитайте себя мертвыми для греха». Образ смерти кажется таким окончательным, так абсолютным. Мой опыт сильно отличается. У греха есть способы возвращения, можно сказать, он многократно воскресает. Я думаю, что Златоуст понимает это, потому что он, кажется, указывают, что мы переживаем много маленьких смертей для греха.

Как мы умерли для греха? «Начните… избегать грех», – говорит проповедник. Делайте это в течение двух дней, затем на третий день будет легче. Потом десять дней, двадцать, сто, потом вся жизнь. Он, конечно, призывает нас к развитию «святых привычек», которые со временем изменят всю нашу жизнь и произведут смерть для греха. Так просто и так важно. Все привычки становятся таковыми через частые повторения, и «святые привычки» не являются исключением. По мере того, как мы все глубже укореняемся в характер этих святых привычек, мы познаем, что святые философы имели ввиду, когда говорили: «Добродетель – это легко».

РичардФостер

Источники:

Devotional classics, Ed. by Richard J. Foster and James Brian Smith

Беседа 10 на послание к Римлянам. Златоуст, т.9, ч.2. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z09_2/Z09_2_10.htm

 

 

Запись опубликована в рубрике Интересные публикации, Твердая пища с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *