Интернет церковь. За и против

Начнем с позитива и представим себе такую ситуацию. Человек услышал Евангелие и уверовал в Господа, живя в российской деревне. Ближайшая евангельская церковь находится в 150-200 км. Уровень жизни, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Личного транспорта нет и не предвидится, а на общественном съездить в церковь и вернуться обратно – настоящий подвиг веры.

Можно ли в таком случае рассматривать интернет церковь как временный вариант общинной жизни? Я считаю, что можно.

Однако, из кого состоит паства реальных современных интернет церквей? Полагаю, что на 95-99% из бывших членов церквей, у которых как раз транспортных проблем нет, зато есть проблемы иного рода. Чаще всего это человеческий фактор и обиды. Обиды на пастора, служителей или членов церкви. Решить эти проблемы, как правило, можно, но такой путь требует смирения, терпения, готовности прощать и желания изменяться.

В народе говорят, что у каждого своя правда. Это неверное выражение. Правда одна и она у Бога. Тогда что же у людей? Неправда! У каждого своя неправда, то или иное отклонение от правды Божьей. Такое откровение есть начало смирения. Смиренному человеку несложно сделать первый шаг и выслушать оппонента с готовностью понять и измениться, поскольку неправда, скорее всего, есть у обоих.

Однако для этого требуются любовь, смирение и труд. Намного проще уйти, да еще погромче хлопнуть дверью. Удивительно, что такое проявление гордости и эгоизма часто выдают за «свободу во Христе». Мол, я выбираю свободу, тогда как человек просто идет по широкому и удобному плотскому пути, на котором меняться ему не надо, а плохими являются «религиозные служители», которые не понимают «свободы» и не идут в ногу со временем и технологиями.

Есть еще одна категория людей. Это те, которые за грехи, несовместимые со званием члена церкви, были поставлены на замечание или отлучены. Что им делать? Каяться, выходить во свет, освобождаться и возвращаться в Тело Христово. Интернет церковь предлагает очень дешевую альтернативу. Там лишних вопросов, как правило, не задают. Получи логин и пароль, не забывай про пожертвования и ты уже член «вселенской виртуальной церкви». Только похоже, что Христос и спасение для таких людей очень скоро тоже могут стать виртуальными…

Говорит ли что-либо Писание об интернет церквях? Непосредственно, разумеется, нет. Однако, плотские проблемы с самого начала вырывали людей из церкви. Не об этом ли свидетельствуют слова апостола: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25).

Значит, у каждого верующего должно быть свое собрание, где он подотчетен служителям, где он получает духовную пищу и преображается в образ Христов. Уже в первом веке существовала опасность недооценивать общинную жизнь и были верующие, которые поддавались такому искушению.

Еще один евангельский текст, на мой взгляд, имеет прямое отношение к данной теме: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Выражением «истинно, истинно» Господь выделял наиболее важные для нас истины. Безусловно, среди прочего здесь идет речь о таинстве Причастия. Встает вопрос, а существует ли «виртуальная Евхаристия»?

Отмечу лишь один момент. Человек, преподающий Причастие стоит в положении Самого Господа, Который первоначально совершил его на Последней Вечере. Церковь с самого начала своего существования определилась, что только рукоположенные священнослужители или лица, кому они делегировали такую ответственность, имеют право совершать таинство Причастия.

Я считаю Дерека Принса самым авторитетным учителем современного пятидесятнического движения. Он сделал интересное наблюдение, что слово «церковь» в Писании всегда используется после рукоположения в ней служителей, а до этого момента речь идет о собрании учеников, а не о церкви.

Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы определиться с ответом на вопрос: легитимно ли «виртуальное причастие». Если вам интересно глубже рассмотреть вопрос христианских таинств, есть много хороших книг, среди которых есть и моя «Семь таинств церкви».

Итак, я радикально не отбрасываю идею интернет церкви, но считаю, что она является альтернативой только в исключительных случаях, подобных описанному вначале этой статьи. Но и тогда это временная мера. Если живой и активный ученик Христа живет в деревне, рано или поздно, уверуют и другие люди, которые смогут составить костяк церкви в этом населенном пункте. Тело Христово – это великая и славная реальность, а не виртуальность!

Рекомендую также почитать статью:

«Христос в общине» Дитрих Бонхеффер

About Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
This entry was posted in Статьи and tagged . Bookmark the permalink.

2 Responses to Интернет церковь. За и против

  1. АлександрNo Gravatar says:

    Полностью согласен с Андреем. Мало того, благодать приходит, только через Церковь. И обязательна подотчётнасть, лидеру. Проверенной на личном опыте.

  2. АндрейNo Gravatar says:

    Да, говорят, что опыт берет очень дорого, но зато объясняет очень доходчиво :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>