Раскольников и Свидригайлов

Закончил читать «Преступление и наказание». Сильный психологический роман нашего великого классика. Особенно запомнились два образа – Раскольникова и Свидригайлова. Многие считают, что Свидригайлов – своеобразная тень Раскольникова, как бы его двойник. Мне же кажется, что они слишком разные, хотя действительно есть что-то важное, роднящее их.

Оба они великие гордецы, считающие себя исключительными людьми, которым якобы можно то, что нельзя другим. Им можно даже убить. Они оба убийцы. О преступлении Раскольникова автор рассказывает очень подробно, а об убийстве «двойником» его престарелой жены, лишь намекает.  Впрочем, мотивы были очень разные – первый испытывал свою страшную «идею», был убийцей так сказать идейным, а второй – из голого эгоизма и еще похоти.

Свидригайлов, в отличии от Раскольникова, также был карточным шулером и похотливым распутником. Тем не менее, это вовсе не образ совершенного грешника. Так он единственный в романе человек, совершающий очень щедрые акты благотворительности. Свидригайлов помогает с похоронами, оплачивает проживание в пансионате четырем сиротам, оплачивает Соне возможность сопровождать Раскольникова на каторгу, наконец дает пятнадцать тысяч рублей своей молодой невесте. Суммы астрономические, учитывая, что корова тогда стоила 4 рубля!  Также он побеждает в себе животное начало, когда отпускает Авдотью, сестру Раскольникова.

Раскольников тоже жертвует для Сониной семьи более двадцати рублей, что в его положении очень много, но ведь он полюбил Соню и этим объясняется его даяние.

Удивительным для меня было самоубийство Свидригайлова. Он достаточно богат и свободен, чтобы до конца жизни удовлетворять все свои чувственные желания. Если это был движущий мотив его жизни, то почему теперь он решил ее закончить таким страшным образом? От Раскольникова же самоубийство было очень ожидаемо и он на самом деле много раз стоял на его грани, однако не он, а «двойник» покончил с собой. Почему?

Возможно, Достоевский таким образом хотел показать закономерный конец пути махрового эгоизма, по которому шел Свидригайлов. Если совесть сожжена, гибель неизбежна.

У Раскольникова же совесть не сожжена еще. Я думаю, что самым важным в романе является яркое художественное описание той чудовищной темной и глубокой ямы, куда падает душа человека после преступления. По «идее Раскольникова» он должен был бы быстро переступить через совесть, но так не получается. Большая часть романа — огромная внутренняя борьба героя, приводящая его наконец к открытию греха.

Жаль, что российские революционеры очень плохо читали «Преступление и наказание»…

Раскольников почти погиб. Он погиб бы окончательно, если бы не жертвенная любовь к нему Сони. Именно сила ее любви пробудила в нем, наконец, нравственное, а потом и духовное начало.

Христианская любовь — великая сила! Без этой силы Раскольников бы так и не пришел бы к покаянию, надежда на которое ярко зажигается автором в эпилоге:  «Он [Раскольников] даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

В заключение, хочу всем порекомендовать прочитать или перечитать «Преступление и наказание».

Слава Богу, что по Его милости можно жить сегодня с чистой совестью! Это так здорово!

About Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
This entry was posted in События и наблюдения, Статьи. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>