Почему иудеи стригут ногти строго по пятницам?

620x260_253802d6c7b2125512fc81a0dbff619f_cУ религиозных евреев есть интересная традиция. Они стригут ногти на руках в пятницу перед шаббатом, а на ногах – в четверг. Отстриженные ногти сжигаются или смываются (например в унитаз), но не оставляются на месте стрижки. Почему они так делают?
В иудаизме считается, что тела первой земной пары покрывала тонкая, но очень прочная оболочка, подобная ногтевой пластине. Она защищала их и служила заменой одежде, но исчезла, как только те согрешили. Чудесный покров уцелел лишь на кончиках пальцев, чтобы напоминать людям о покинутом рае.
Безусловно, это лишь теория, но она интересна, поскольку текст о том, что Господь дал людям «одежды кожаные» (Быт. 3:21) не проливает свет на то, во что они были облечены до грехопадения.
Равин Меир Мучник пишет так: «выражение котнот ор (כותנות עור) — «одежды кожаные», может также читаться с заменой буквы аин на алеф. Звучать будет примерно так же, но означать будет буквально «одежды из света». А Зоар вводит еще одно выражение: левушей ципорэн — буквально «одежды из ногтя»… Объясняет Мидраш (Пиркей де-раби Элиэзер 14): это намек на то, каким на самом деле было тело Адама до греха. Хотя у Адама не было одежды, его тело вовсе не было «голым» и «обнаженным», то есть лишенным покрытия. Ибо само тело было другим. Оно было целиком покрыто «ногтевым» слоем, гладким и сияющим. В таком виде ему и не нужна была одежда».
Конечно, для серьезного библеиста эти аргументы не убедительны, но сама мысль, безусловно, интересна. Ведь среди всех животных только человек нуждается в одежде для защиты от окружающей среды, поэтому логично предположить, что до грехопадения так не было.
Далее Равин Мучник объясняет традицию почему именно в пятницу иудеи отстригают ногти: «С одной стороны, в пятницу, перед наступлением субботы ногти (если надо) стригут. Ибо, по словам мудрецов, ногти ассоциируются с нечистотой, и ее удаляют для того, чтобы встретить святую субботу в чистоте.
Но, с другой стороны, когда кончается суббота и наступают будни, мы проводим церемонию Авдала: зажигаем, свечу, произносим благословение … на ее свет и смотрим на освещенные им ногти. Почему именно ногти? Мудрецы … говорят потому, что ногти постоянно растут, и это символизирует благословение и процветание; мы надеемся, что их принесет наступающая неделя.
Так что же все-таки символизируют ногти: нечистоту, которую следует удалить, или процветание, которое, наоборот, следует благословлять и «притягивать»?
Будучи остатком изначальной оболочки человека, ногти символизируют то, что произошло с ним в результате греха. Изначально он был совершенно святым и чистым, и зло существовало только вовне. Но в результате греха зло примешалось к самой его душе, и теперь ему необходимо постоянно бороться с этим злом. По возможности — превращать в добро, а если не получается — отсекать и выбрасывать наружу.
Большинство человеческих качеств являются положительными, когда они проявляются умеренно и остаются внутри определенных рамок. Если же они выходят за рамки, то становятся крайностями и превращаются из достоинств в недостатки. Человеку следует развивать в себе доброту и мягкость, но если он зайдет в этом слишком далеко, то мягкость превратится во вседозволенность. Надо стремиться к дисциплине, но, если зайти слишком далеко, дисциплинированность превратится в жесткость и бессердечие. Поэтому надо постоянно балансировать: развивать положительные качества, но бороться с их крайними проявлениями. И те недостатки, что есть, пытаться превратить в достоинства, используя их для служения Б-гу. А если это невозможно, отсекать и искоренять их.
Это и символизируют ногти».
Вот такая очень интересная традиция. Есть о чем порассуждать, когда стрижем свои ногти…
Источник: https://toldot.ru/urava/ask/urava_8969.html

About Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
This entry was posted in Интересные публикации and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>