Отверженные — мюзикл и роман Виктора Гюго

Постер фильмаПосмотрели всей семьей «Отверженные» — драматический мюзикл Тома Хупера. Экранизация одноимённого романа Виктора Гюго. Очень яркий мюзикл. Отличная игра знаменитых актеров. Мюзикл цепляет, да и сюжет романа не может оставить человека равнодушным. Одно жертвенное доброе дело епископа радикально меняет жизнь каторжника Жана Вальжана, который сам становится праведником. Вальжана преследует бездушный Закон в лице офицера полиции Жавера (его играет Рассел Кроу) .

В фильме епископу уделяется маленькая роль. Только встреча Жана Вальжана и потом подарок серебряных подсвечников, совершивший в бывшем каторжнике радикальный нравственный переворот.

Однако, в романе Гюго уделяет епископу много внимания — несколько глав. Он подробно рассказывает о его добродетелях. Особенно о том, как много он жертвовал нищим и нуждающимся. Как не боялся смерти и был готов служить в районах, где хозяйничали разбойники.

Очень характерным является его разговор с умирающим членом Конвента. Это революционер с очень плохой репутацией. Революция во Франции была подавлена и член Конвента живет совсем один, окруженный всеобщим презрением, которое в некоторой степени разделяет и епископ.

К удивлению и даже поражению епископа член Конвента оказывается очень высокоморальным и праведным человеком. Он утверждает, что революция – это благо и прогресс не только Франции, но и человечества. А он – искренний и честный слуга этого прогресса, который не искал своей выгоды, а только «блага человечества».

Вот самые последние слова члена Конвента: «Я исполнял свой долг по мере сил и делал добро где только  мог.  Меня  стали  преследовать,  мучить,  меня  очернили, осмеяли, оплевали, прокляли, осудили на изгнание. Несмотря на свои седины, я давно уже чувствую, что есть много людей, считающих  себя  вправе  презирать меня,  что  в  глазах  бедной  невежественной  толпы  я  -  проклятый  Богом преступник. И я приемлю одиночество, созданное ненавистью, хотя ни к кому не питаю ненависти. Теперь мне восемьдесят шесть лет. Я умираю. Чего вы от меня хотите?»

- Вашего благословения, — сказал епископ и опустился на колени.

Яркая сцена. Общепризнанный религиозный праведник просит благословения у «праведника от Революции». Епископ не говорит ему о вере во Христа, не готовит душу к грядущему суду, не говорит текстов из Писания. Почему? Потому что член Конвента и так уже праведник, причем такого уровня, что сам епископ просит у него благословения…

Это очень характерно для Гюго и общества его дней.

Что является благом? Добрые дела, помощь нищим, стремление к «общему благополучию». Все это конечно хорошо, но вопрос – а где же Христос? И еще – кто для них Христос? Похоже, что не больше чем Праведник, который дал людям пример добрых дел.

Здесь главная проблема. Попытка поставить на первое место добродетель и забыть о Христе как Спасителе и Господе жизни. У героев Гюго какими бы высоко нравственными они ни были, Христа нет.

Еще один интересный эпизод – момент дарения подсвечников:

- Жан Вальжан, брат мой! Вы более не принадлежите злу, вы  принадлежите добру. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у черных мыслей и духа тьмы  передаю ее Богу.

Кто выкупил душу Вальжана? Не Христос, а епископ. А цена такая – серебряные подсвечники…

Вот такое «христианство без Христа». Хотя, безусловно, сила добродетели показана в романе блестяще. Жаль только, что у Гюго добродетель – это и есть бог.

 

About Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
This entry was posted in События и наблюдения and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>