Влияние гуманизма. Как противостоять?

Мы живем в век гуманизма. Гуманизм утверждает высшей ценностью жизнь человека, его права и свободы. В философском энциклопедическом словаре читаем: «гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению». В таком мировоззрении нет места Богу. Во всяком случае, нет места Богу Библии, Который не просто сотворил мир, но сотворил его для Себя, а не исключительно для человека.

Каждый день мы воспринимаем массу информации, разных мыслей, образов и идей. Их воздействие часто остается незамеченным. Идеям гуманизма в красивой упаковке «все для блага плотского человека», очень непросто противостоять, особенно неутвержденным душам. Такая философия привлекательна для плоти и сильно влияет на мировоззрение как неверующих, так и верующих.

Например, послушаешь некоторые учения и получается, что не человек для Бога, а Бог для человека. Бог должен всегда исцелять, благословлять, помогать. Люди же ищут «правильные» молитвы и «помазанных» служителей, чтобы получить все желаемое от Бога и не видят, что фактически пытаются Им манипулировать…

Может ли Бог наказывать человека, причиняя ему боль, нанося вред? Гуманист скажет: нет, не может. Все должно быть только во благо человеку. Некоторые христиане тоже учат таким образом: Господь наказывает только обличением через Слово и никак иначе. В Ветхом Завете было по-другому, но в Новом после смерти Христа, Бог стал исключительно добрым и никак не наказывает людей, поскольку вместо них наказал Своего Сына. Я слышал такое утверждение: «Если бы Бог наказал верующего, Ему пришлось бы просить прощения у Иисуса, поскольку Иисус принял все наказание на Себя».

Разве в таких рассуждениях не слышно влияние гуманизма?

В книге Откровения мы видим Христа, Который иногда строго судит Свою церковь:

«Я дал ей (принявшей учение Иезавели) время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Отк.2:21-23).

«Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк.3:16,19).

Вспомним Ананию и Сапфиру, или христиан, недостойно принимающих Вечерю, к которым обращены такие слова: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кр.11:30-32).

Итак, если Господь считает нужным, Он может весьма строго наказывать. Конечно, цель Его наказания благая: исправление и восстановление, но все же ничего общего с философией гуманизма.

Еще один вопрос – спасение вечной души человека. Гуманисты не могут допустить вечного наказания в аду, поэтому в их понимании ада не существует, а все люди достойны вечной жизни. Даже некоторые служители подхватили эту идею, хотя она противоречит всему Св. Писанию.

Другой пример – отношение ко греху. Есть учителя, которые утверждают: раз все грехи уже прощены, значит никакой грех уже не может иметь влияния на вечную судьбу человека. Грех может открыть дверь для болезней и бесов, но он лишен всякого влияния на вопрос спасения.

Однако, апостол Павел пишет: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1Кр.15:1-2). Очевидно, что есть возможность не удержать Евангельской истины и в результате тщетно уверовать.

Наиболее ярко о грехе, лишающем спасения, написал автор послания к Евреям: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4-6).

Речь идет о людях, которые сначала услышали Евангелие, потом возродились (вкусили дара небесного), получили дар Святого Духа, для них открылась глубина и красота Слова Божьего и, наконец, они вкусили силы будущего века. Последняя характеристика допускает два толкования. Возможно, апостол говорит о людях, через которые сила Божья начала совершать различные исцеления, чудеса и знамения. С другой стороны, возможно, что речь идет о силе освящающей, или о силе любви Христа.

Таким образом, зрелые, имеющие серьезный духовный багаж люди, все же могут отпасть и в этом случае им нет прощения, их нельзя обновить покаянием…

В десятой главе апостол продолжает свою мысль: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай… Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:25-27).

Есть грехи, которым нет прощения. При этом люди, совершившие их, оставляют Христа и Его церковь. Это может произойти, как мы уже видели, только с людьми духовно зрелыми, вкусившими силы будущего века, но предающими свою веру. Все остальные верующие покрываются ходатайством Иисуса Христа о милости.

Что же апостол говорит о грехе? Грех – это страшный убийца. Он не только убивает здоровье, разрушает семьи, приводит людей к финансовым и эмоциональным катастрофам. Грех может привести к самому чудовищному – к духовной смерти.

Некоторые люди, в том числе под влиянием гуманизма, будут пытаться это оспорить. Но мы будем держаться призыва Св. Писания: «Итак, возлюбленные … со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12).

Со страхом и трепетом! Конечно, разуметь здесь надо прежде всего страх Божий. Частью этого высокого страха является страх перед грехом, который был и остается нашим страшным врагом.

Будем бодрствовать, помня .что дьявол будет и дальше использовать философию гуманизма, чтобы сеять семена сомнения в библейские истины и легкомысленно относиться к грехам плоти и помыслов.

Апостол Иуда в своем послании тоже сильно обличает различные лжеучения, легко относящиеся ко греху, а также провозглашает суд Божий над лжеучителями. В конце своего короткого послания он обращается к верующим: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд.1:17,18).

Апостол Иуда цитирует второе послание апостола Петра. Христианам ни в коем случае нельзя ни в чем отклоняться от апостольского учения, которое предупреждает об опасности разных лжеучений.

Дальше читаем: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд.1:20,21).

Синодальный текст здесь, по обыкновению грамматически близок к оригиналу. Также как в греческом, использован один глагол и три деепричастия. Глагол – сохраняйте себя в любви Божьей – показывает цель апостольского назидания. Три деепричастия – назидая, молясь и ожидая –  говорят о духовных инструментах для достижения этой цели.

Встречаясь со лжеучениями, как и со всеми другими испытаниями, нам следует использовать сильнейшее духовное оружие – силу Божьей любви! Она способна сохранить нас и провести через испытания!

Со страхом и любовью Божьей будем совершать свое спасение!

Об авторе Андрей

Пресвитер в церкви "Святой Троицы" г. Химки
Запись опубликована в рубрике Статьи, Твердая пища. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *